В скором времени у башкана Гагаузии может появиться собственная политическая партия, которая будет наравне с другими политическими формированиями бороться за места в парламенте Республики Молдова. По мнению политологов, через этот проект Михаил Формузал пытается обеспечить собственное политическое будущее после окончания второго мандата башкана Гагаузии, но и здесь ему придется померяться силами с еще одним «партостроителем» Николаем Дудогло.
Михаил Формузал признался в намерении заняться партийным строительством в недавнем интервью новостному порталу «Трибуна», но при этом не стал вдаваться в детали – какую идеологию и какие программные цели эта партия будет исповедовать, и, наконец, какое название она будет носить. На неофициальном уровне доверенные лица башкана говорят и уже предлагают вступить в «партию регионов», но такое неприкрытое копирование «бренда» украинской партии власти покоробит даже самого непредвзятого избирателя.
Держится интрига и вокруг «линейки лидеров», которые займутся раскруткой нового политформирования. Если стоит задача создать силу, представляющую все регионы, а не только гагаузскую автономию, то рядом с Михаилом Формузалом равные позиции должны занять хотя бы несколько авторитетных руководителей на местах – председатели районов или, на худой конец, примары городов.
Сам башкан, касаясь этих вопросов, лишь скромно заметил, что новый проект «учреждается, чтобы способствовать преодолению политического кризиса в стране». «Мы видели многих политиков Молдовы, которые создавали собственные политические партии, но мало кто из них достигал парламентской трибуны. Этот проект должен быть жизнеспособным, а не на один день» – отметил Михаил Формузал.
Партия регионов или региона? Крайне скупая информация об очередном политическом проекте не помешала молдавским политологам делиться своими соображениями о будущих электоральных перспективах пока что условной «партии регионов». Так, по мнению аналитика Виталия Андриевского, глава гагаузской автономии решился на собственный политический проект, потому что лишен возможности претендовать на третий срок и вынужден искать для себя другое, не менее значимое место в молдавской политике. По мнению Андриевского, многие руководители на местах действительно недовольны пренебрежительным отношением Кишинева к мнению региональных элит, но вот захотят ли эти элиты объединиться под знаменем «южанина» Михаила Формузала?
Как отмечает другой аналитик Иван Грек в своем материале, размещенном на ava.md, некое подобие «партии регионов» в Молдове уже было, и называлось оно Аграрно-демократической партией, чей костяк составляли председатели колхозы (на тот момент, реальные лидеры на местах). «Очень не хотелось бы, чтобы его [Михаила Формузала] постигла участь АДПМ», - пишет Грек.
Политолог не исключает, что перед Михаилом Формузалом стоит вполне конкретная задача: ослабить партию коммунистов, традиционно пользующейся высоким уровнем доверия на юге республики, и стать тем самым золотым довеском, который поможет Филату и ЛДПМ получить большинство в парламенте. «А почему этот проект не может быть чисто филатовско-формузаловским? И премьер-министр, и башкан – антикоммунисты. И оба заинтересованы в ослаблении влияния ПКРМ на электорат республики. И один, и другой – правоцентристские политики, а справа от центра слишком много партий и не очень-то избирателей. А инициаторы создания партии регионов в Молдове могут искать себе поддержку левее от центра», - полагает Иван Грек.
Место занято? В качестве примера успешных региональных политических проектов некоторые эксперты приводят ту же соседнюю Украину, где «регионалы» во главе с Виктором Януковичем действительно собрали команду авторитетных на местах личностей и «подмяли» под себя большую часть левоцентристского электората. По мнению тех же экспертов, лозунг «сильные регионы – сильная Молдова» при удачных раскладах и грамотной работе с избирателем может и принести на парламентских выборах заветные 4-5 процента, достаточные для преодоления избирательного порога, если бы не одно но… политическая «ниша» регионалов уже занята извечным конкурентом Формузала – примаром Комрата Николаем Дудогло.
Еще в середине февраля доверенные лица Николая Дудогло заявили на пресс-конференции в Кишиневе о намерении преобразовать общественное движение «Новая Гагаузия» в партию под названием «Единый Буджак». В отличие от Формузала Дудогло не замахивается на республиканский масштаб и четко обозначает свой электоральный бассейн: Гагаузия, Тараклийский и Бессарабский район, заселенные преимущественно болгарами, украинцами и другими национальными меньшинствами, близлежащие села Кагульского, Кантемирского и Леовского района.
Как отметили тогда «отцы-основатели» «Единого Буджака», «за годы существования центральные власти не слышат голос Комрата. Де-юре Гагаузия обладает статусом автономии, но де-факто ничего не соблюдается», и поэтому «главным мотивом преобразования движения в политическую партию является тот факт, что центральные власти годами не принимали во внимание интересы гагаузов и болгар, большинство из которых проживает в южной части страны».
По всей видимости, двум региональным партиям будет тесно даже у себя дома, в Гагаузии, не говоря уже о других уголках Молдовы, где вряд ли избиратель сможет разобраться, в чем же разница между «партией регионов» башкана Гагаузии и региональной партией Николая Дудогло.
«Забытая» партийность Анонсируя собственные политические проекты, Михаил Формузал и Николай Дудогло пытаются выставить себя в качестве независимых политиков и делают упор на критику республиканских сил, ставя им в укор «пренебрежение интересами Гагаузии». Справедливости ради, стоит отметить, что еще совсем недавно башкан Гагаузии являлся председателем национального совета Народно-республиканской партии, а его заместитель Валерий Яниогло и другие доверенные лица выдвигались по спискам Центристского союза Василия Тарлева.
А примар Комрата Николай Дудогло на протяжении нескольких лет активно поддерживал социал-демократическую партию, причем, его родная сестра, председатель НСГ Анна Харламенко до сих пор значится вице-председателем СДП.