|
Sweetland: Как в Гагаузии производят сладости в несладкое время |
|
17:07; 27 04 2020 |
|
0 |
|
9 113 |
|
Эпидемия COVID-19 больно ударила по бизнесу в Гагаузии и Молдове, в целом. Тяжелее всех пришлось в этот период стартапам и молодым компаниям. О том, как коронавирус проверил на прочность одну из молодых и прогрессивных компаний автономии, мы расскажем в этом материале.
Текст: Алексей Карташилов, Анна Новак
Стартап из-за рубежа
Вернуться домой, чтобы жить с детьми и обеспечить их будущее. Об этом после многих лет работы в России задумались жители Казаклии Георгий и Татьяна Кывыржик. В 2017 году они приехали в Молдову и купили в родном селе небольшую пасеку на 20 ульев, приняв решение кардинально изменить жизнь и стать пчеловодами.
Но время показало, что мало заниматься производством – намного важнее идти в ногу со временем, вести грамотный менеджмент, работать в соцсетях и выходить в крупные сетевые магазины, а также подходить к маркетингу творчески. Эти работы и, собственно говоря, ведение бизнеса, пришлось осваивать (причем довольно успешно) детям основателей стартапа – Виталию и Инне, а также мужу Инны Андрею.
Ноу-хау для Молдовы
Инна и Андрей – известные в Молдове журналисты – придумали оригинальное оформление и начали продавать мед в амфорообразных стеклянных бочонках, украшенных сверху мешковиной, чего до сих пор в Молдове никто не делал. Вскоре к ним присоединился и Виталий, который, получив в Москве высшее финансовое образование, вернулся в Молдову поднимать общее семейное дело – что-то среднее между промышленным предприятием и хенд-мейдом.
Молодая компания арендовала и оборудовала по нормам пищевой безопасности производственное помещение. Чтобы расширить ассортимент, увеличить цену продукции и продажи, молодые предприниматели запустили производство меда с наполнителями — сухофруктами, грецким орехом, миндалем, фундуком, курагой, инжиром и кедровыми орешками.
Каждый из этих ингредиентов сам по себе полезен, но все вместе они представляют вкусный, питательный продукт и отличное средство для поднятия иммунитета.
Кроме того, Инна Кывыржик, посетившая курсы шоколатье, начала экспериментировать с крафтовым шоколадом.
«Мы изготавливаем шоколадные плитки с орехами и кусочками сухофруктов, а также делаем корпусные конфеты, то есть с начинками, и даже производим дегидрированые бэби-бананы в шоколаде, чего в Молдове никто не делает. Работаем только с высококачественным шоколадным сырьем из Бельгии и Франции. Бананы дегидрируем в специальной ИК-сушилке», — рассказала Инна Кывыржик.
Новые продукты предприятия уже появились на полках столичных сетевых магазинов и дьюти-фри. В прошлом году семья Кывыржик открыла новое предприятие под название Sweetland, которое начало выпускать продукцию под одноименной торговой маркой.
Эпидемия COVID-19
Серьезной проверкой на прочность молодого бизнеса стала пандемия коронавируса COVID-19. Вначале прекратил работу аэропорт, закрылись границы, крупные компании перестали закупать мед с добавками в качестве корпоративных подарков.
«Многие наши соотечественники и туристы в качестве сувенира и натуральных сладостей везли наш мед с орешками и сухофруктами за рубеж. Теперь уж точно в ближайшее время не повезут», — уверен Виталий Кывыржик.
В начале этого года в Молдову из Италии должны были привезти современное оборудование для работы с шоколадом. Эти планы так же пришлось отложить.
«Продажи упали, что неудивительно, а зарплаты сотрудникам, арендная плата и другие расходы остались», — сожалеет Виталий Кывыржик.
Экстренные меры и выход в онлайн
Тем не менее, молодой бизнес продолжает работать. Ни один сотрудник предприятия не был уволен или отправлен в отпуск. Но и без того высокие требования к безопасности производства были еще больше ужесточены.
На фоне борьбы с COVID-19 было решено запустить новый продукт – мед с лимоном или апельсином. Sweetland продвигает этот продукт под девизом «Дай отпор вирусным заболеваниям. Закажи мед с лимоном». Конечно, это не защитит от коронавируса, но продукт отлично укрепляет иммунную систему. От этого, собственно говоря, и зависит, сможет ли организм устоять перед инфекцией нового типа.
У молодых предпринимателей – новое видение маркетинга. Продукцию Sweetland активно продвигают в Facebook и Instagram. Готовится к открытию онлайн-магазин, где можно будет покупать с помощью банковских карт и даже электронных кошельков.
«Надеемся, что наши соотечественники, которые проживают за рубежом, смогут заказать наши продукты для близких в Молдове. Им достаточно лишь сделать заказ и оплатить, а мы его доставим по адресу. Мы не будем сидеть сложа руки и ждать, когда пандемия поглотит наше дело. Слишком много мы уже приложили усилий. Мы хотим жить и работать в Молдове», — поделился планами Виталий Кывыржик.
Помощь Евросоюза
В 2016–2018 годах в Гагаузии и Тараклийском районе была запущена европейская программа SARD, ориентированная на поддержку сельского хозяйства и бизнеса. Благодаря участию в этой программе, стартап получил мини-линию розлива для меда и специализированный прицеп для перевозки ульев. Помимо SARD семья Кывыржик получила финансирование по европейской программе SLPA, и закупила оборудование для оснащения производственного помещения. Из Фонда поддержки предпринимательства Гагаузии, молодые бизнесмены так же получили ульи для создания новой пасеки.
Евросоюз оказывает помощь и сфере пчеловодства Гагаузии в целом. Для этого была запущена пятилетняя программа PEDAM, призванная поддержать пчеловодов региона, создать между ними партнерские отношения, проводить совместную работу и помочь выйти на организованный сбыт меда.
Однако, здесь есть сложности. Дело в том, что пчеловодство – в основном, семейный бизнес, и многие пчеловоды не хотят легализовывать свое дело. По словам начальника управления агропромышленного комплекса Гагаузии Андрея Димитрогло, данных о точном количестве пчеловодов и пасек в автономии нет.
«Наши пчеловоды нигде не регистрируются, информации о своей деятельности не представляют. Большие надежды мы возлагаем на программу PEDAM, которая, как ожидается, позволит регистрировать эти хозяйства, поможет им участвовать в проектах, упаковывать свою продукцию, выходить на внешние рынки и в целом работать на современном уровне», - сказал Андрей Димитрогло.
С 2015 по 2019 годы в Гагаузии было реализовано шесть программ Европейского союза на общую сумму в 11 миллионов евро. Эти средства были направлены на реализацию инфраструктурных проектов, поддержку бизнеса, гражданского общества.
Самые крупные из программ – SARD («Поддержка развития сельского хозяйства и сельской местности», 26 предприятий малого бизнеса получили помощь от ЕС на сумму в 400 тысяч евро), SLPA («Поддержка местных органов власти АТО Гагаузии», помощь ЕС - 500 тысяч евро) и RBISC (Центр деловой информации и поддержки АТО Гагаузия», бюджет проекта – 520 тысяч евро).
В рамках программ SARD и SLPA, по данным управления экономического развития АТО Гагаузия, в регионе было открыто 230 новых рабочих мест.
Материал является частью проекта по укреплению независимых средств массовой информации и медиа-образования в Молдове, и реализуется IREX Европе, при финансовой поддержке Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Государственного департамента США.
Подписывайтесь на наши новостные ленты в социальных сетях - в facebook, одноклассниках, вконтакте, twitter и instagram
Читайте также по этой теме:
|
|
|
|
|
Топовые новости
|
|
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.
|