«Пульс дня»: Формузал и Константинов заключили мировую?
16:08; 10 11 2012
15
2 542
Политическая жизнь в Гагаузии не перестает преподносить сюрпризы. Еще вчера башкан Формузал и новоизбранный председатель Народного собрания Константинов, обвинявшие друг друга во всевозможных грехах, резко сменили тон и нацелились на «конструктивное сотрудничество».
Поводом для примирения послужило празднование 53-летия главы автономии Михаила Формузала. В этот день у дверей его приемной выстроилась очередь из государственных чиновников, бизнесменов, общественных деятелей и иностранных гостей, желающих лично засвидетельствовать свое почтение башкану. Для председателя Народного собрания Дмитрия Константинова было сделано исключение: он вместе со своей свитой и в сопровождении операторов лояльных телеканалов вошел в кабинет без очереди.
В присутствии прессы Константинов от имени всего депутатского корпуса передал «самые теплые поздравления» в адрес Формузала и отметил, что «на протяжении последних лет» тот, «занимая высшие государственные посты в автономии, проявил характер, силу воли, новаторство».
По словам Дмитрия Константинова, прямая заслуга башкана заключается и в «налаживании связей со многими государственными структурами, бизнес-сообществом, международными организациями», а «активная жизненная позиция главы региона будет направлена на социально-экономическое развитие и процветание края».
Надо признать, что Михаил Формузал не остался в долгу у Константинова. Еще во вторник, сразу после избрания председателя, он сделал заявление через пресс-службу, в котором оценил как «обнадёживающие» первые декларации Константинова о намерении сплотить всех депутатов и работать на укрепление статуса автономии. Формузал добавил, что исполком «никогда не воевал, а занимался своей работой». «Мы всегда стремились работать в тесном контакте с депутатами. У нас много работы, и если кто-то считает, что у нас есть время на войны, он ошибается», — заявил башкан.
Забытая война
Отчасти обмен любезностями между первыми лицами в автономии можно списать на необходимые в таких случаях протокольные декларации. Но случай с Формузалом и Константиновым — особый. Ведь еще совсем недавно тот же Константинов публично назвал Формузала вором и расхитителем государственных средств. Особенно Формузал постарался, по словам Константинова, в расхищении средств из резервного фонда пшеницы, откуда пропали тысячи тонн государственного добра.
Как показало расследование прокуратуры АТО Гагаузия, в период с 2010 по 2011 год в материальных резервах исполнительного комитета находилось 1758 тонн продовольственной пшеницы, которая была выдана сельхозпроизводителям в виде кредита с установленным сроком возврата под 5 процентов годовых. В действительности на склад вернулись только 200 тонн, а большая часть зерна осталась в пользовании экономических агентов.
Отдельного расследования, заявлял Константинов, достойна афера с распределением гуманитарного дизельного топлива и закупка авто для нужд исполкома. «Мы не будем ставить вопрос об отставке башкана — пусть работает положенный ему срок и вернет в казну каждый государственный лей», — обещал тогда Дмитрий Константинов. Но и Формузал не оставался во время предвыборной кампании в долгу, назвав группу «Константинова — Дудогло» «партией войны». «Эта группа — партия войны — во главе с главным олигархом автономии Дмитрием Константиновым ставит цель уничтожения нынешнего башкана», — отмечал сам Формузал.
Что же произошло?
Трактовать неожиданное потепление между двумя политическими оппонентами можно по-всякому, но при этом не стоит забывать, что еще относительно недавно оба находились по одну сторону баррикад. Что именно рассорило гагаузского олигарха и башкана, мы вряд ли узнаем. Но факт остается фактом: если ладили и взаимовыгодно сотрудничали раньше, что мешает возобновить это сотрудничество?
Кроме того, местные аналитики отмечают и постоянно растущие политические амбиции самого Константинова, вдохновленного примером «старшего брата» — Влада Плахотнюка. Гагаузская политическая жизнь берет пример с Кишинева, где уже стал модным трендом приход олигархов во власть. Молдавские толстосумы давно уже смекнули, что гораздо выгоднее инвестировать в собственный политический капитал, нежели раскручивать третьих лиц, часто забывающих впоследствии своих «меценатов».
Наиболее успешный тому пример — это приход во власть Влада Филата, сколотившего многомиллионное состояние на сомнительных операциях с недвижимостью и табачном бизнесе. Серьезные вложения в PR и инвестиции в партийное строительство сделали свое дело: сегодня Филат занимает пост премьера и входит в тройку самых влиятельных политиков страны. Чуть менее удачно процесс перехода из бизнеса в политику прошел у Влада Плахотнюка, но ведь стал и он первым заместителем спикера парламента Молдовы! Безусловно, эти примеры вдохновляют Константинова и порождают в нем соответствующие амбиции. Сегодня он стал председателем Народного собрания, опираясь на команду Дудогло и собственные финансовые ресурсы, — вопреки гигантскому антирейтингу и сомнительной деловой репутации. А почему бы завтра не попробовать свои силы и на выборах башкана?
В случае с Формузалом это означает, что его оппоненты, до сих пор выступавшие единым фронтом, перестают действовать как одно целое. И если в «Новой Гагаузии» начнется подковерная борьба за реальное, а не фиктивное лидерство, значит, башкан доработает свой второй срок без постоянной угрозы импичмента.