|
Мнение: НСГ хочет монополизировать аудиовизуальное пространство Гагаузии |
 |
11:46; 21 12 2012 |
 |
29 |
 |
3 751 |
|
 Депутаты Народного собрания Гагаузии взялись за работу. Члены постоянной комиссии по правам человека, законности и правопорядку разработали изменения в местный закон о ТВ и радио.
Текст: Виталий Гайдаржи, тележурналист общественной компании «Телерадио Гагаузии» специально для Gagauzinfo.MD
Наверное, то, что депутаты занялись своими прямыми обязанностями – законотворчеством – не так уж и плохо. Да и любой закон требует усовершенствования. Но удивляет сам процесс разработки данных «законодательных инициатив». Не было консультаций с экспертным сообществом, специалистами в области ТВ и радио, гражданским общество и политическими игроками.
Инициативы «родились» тайно. Почему? Остается только гадать. Возможно это попытка в духе тезисов «мирного ноябрьского захвата власти в Гагаузии», установить контроль над самым доступным медийным институтом Гагаузии. Ведь ряд изменений просто настораживают, а в комплексе они полностью размывают институт общественной телерадиовещательной организации в Гагаузии.
«Идя» в Европу, депутаты от «демократического большинства» забыли о европейских ценностях. К примеру, изменения, которые предполагают принять депутаты, противоречат кодексу о ТВ и радио Молдовы. В Гагаузии станет возможным существование муниципальных ТВ и радиостанций, тогда как ни молдавская, ни европейская практика не имеет подобных примеров.
Согласно закону в Молдове вообще не могут существовать государственные телерадио компании. Но видимо «мирный захват власти» предполагает захват не только самой власти, но и «телеграф», «банки», и конечно ТВ и радио. Ведь на кону башканские выборы. Зачем упускать момент?
Вот и взялись народные избранники за закон о ТВ и радио. Так, новая редакция, предполагает, только «творческую независимость», компании, а издательскую, по новой депутатской версии, депутаты предполагают исключить.
Вот и получается, что, о чем говорить журналистам и кого приглашать в программу - решать должны в кабинетах Народного собрания Гагаузии, считают депутаты. Законодательная инициатива предполагает полный контроль за деятельностью Общественной компании со стороны депутатского корпуса: от процедуры избрания членов Наблюдательного совета до утверждения системы оплаты труда, и применения санкций в соответствии с гагаузским законодательством, а не молдавским. А ведь ТВ и радио Гагаузии, работают на основании лицензий выданных КСТР Республики Молдова.
А какое гагаузское законодательство предполагает санкционирование ТВ и радио каналов? Весь цивилизованный мир работает по установленным правилам. Во всех развитых странах принимать санкции и в отношении ТВ и радио могут только организации регламентирующие их деятельность. В Молдове это – Координационный совет по ТВ и радио.
Новыми изменениями гагаузские депутаты наделяют этими исключительными правами законодательный орган автономии. И ведь депутаты не задумались о том, что это противоречит Уложению автономии, Закону об особом правовом статусе Гагаузии, который в период избирательной кампании все народные избранники, клялись укреплять. Ведь закон не наделяет такими полномочиями законодательный орган и напрямую запрещает узурпацию власти.
Да разве это важно для депутатов?
Процедура избрания наблюдательного совета, которая была прописана в старой редакции, по мнению депутатов, тоже не совершена. Она предполагала избрание членов Наблюдательного совета двумя третьими голосов, изменения предполагают избрать простым большинством. Вот и получается, что «мирный захват власти» депутаты решил вообще упростить. Меньше голосов, не нужны аргументы, не нужно убеждать коллег. Достаточно всего лишь решить вопрос тихо «между собой».
А функции Наблюдательного совета, благодаря изменениям, переданы Народному собранию. В итоге, «картина Репина «Приплыли»! Наверное, именно подчинение ТВ и радио законодательной власти, является новыми европейским и самое главное демократическим «завоеванием», гагаузских парламентариев. Но, что не сделаешь ради «мирного захвата власти»? Роль руководства компании, сведем к минимуму, все должно «согласовываться» с Наблюдательным советом и Народным собранием Гагаузии.
В этой связи, закономерен вопрос, может ли вообще Общественная компания стать отделом Народного собрания Гагаузии. Да впрочем, разве это не по-европейски? Ведь предполагают, же изменения создание «специального отдела при исполкоме Гагаузии», который будет заниматься эксплуатацией телевизионных мачт, которые находятся на балансе ОК «GRT».
Но ведь депутаты откровенно «забыли» о существовании турецко – гагаузского протокола который был подписан в 2006 году в соответствии с которым телевизионные мачты переданы турецкой стороной в «дар» Телерадио Гагаузии. Еще более абсурдная идея в том, что Общественная компания не вправе иметь приемо-передающие устройства в собственности.
К слову сказать, они были переданы в дар GRT от TRT. Логика диктует, что если все это отберут в пользу в пользу «специально создаваемого отдела в исполкоме», то GRT придется платить этой структуре за доставку сигнала до жителей Гагаузии. Тогда для кого реализовывался проект по созданию единого информационного пространства в автономии? Получается, мы хотим в Европу, но не по европейским стандартам, а «чисто» по гагаузским.
А ведь депутаты не затруднили себя и не изучили Стратегию развития компании, которую разработали эксперты Совета Европы. А ведь там был учтен весь европейский, молдавский и гагаузский опыт функционирования общественного ТВ и радио. Может депутатам Народного собрания пятого созыва пора заняться парламентской работой в ее классическом понимании, а не заниматься местечковыми попытками установления тотального контроля и «мирного захвата власти»?
Подписывайтесь на наши новостные ленты в социальных сетях - в facebook, одноклассниках, вконтакте, twitter и instagram
Читайте также по этой теме:
|
|
|
|
|
Топовые новости
|
|
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.
|