TOP NEWS ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВО ПРОИСШЕСТВИЯ КУЛЬТУРА СПОРТ ФОТО LIVE
Время забытых обещаний (продолжение).
09:23; 11 11 2010 0 2 047
Время забытых обещаний (продолжение).
В предыдущем материале «Время забытых обещаний» я позволил себе мысль о том, что предвыборная программа Михаила Формузала «Одиннадцать шагов навстречу людям» так и осталась существовать на бумаге. Судя по той дискуссии, которая развернулась в интернете, моя позиция требует пояснений. Позволю себе начать с политической части тех обещаний, которые дал избирателю действующий башкан ровно четыре года назад.

Начнём с оценки второго программного шага, который г-н М.Формузал посвятил тогда статусу и политическим правам автономии и который включал 7 пунктов. Читаем:

2.1.Новая власть будет настаивать на дополнениях и уточнениях в Законе «Об особом правовом статусе Гагаузии», без чего невозможно перевести нынешние отношения подчинения в сотрудничество между центральными властями Республики Молдова и руководством Гагауз-Ери.


Как же г-н М.Формузал и руководимый им исполком Гагаузии настаивали на том, что они обещали избирателям? А никак, потому что за 4 года они не представили ни Народному Собранию автономии, ни в Правительство ни одного официального документа на эту важную тему. То есть, у них были для этого законные полномочия, но они ими в предусмотренном законом порядке не воспользовались. И это факт.

В продолжение первого обязательства общего характера вспомним второе, более конкретное обязательство:

2.2.Будет конкретизирована статья 12 этого Закона в части компетенций Народного Собрания Гагаузии — таким образом, чтобы было четко прописано, какие полномочия остаются у Кишинева, а какие прерогативы делегируются и гарантируются Гагаузии. Кроме того, предполагается заключить и подписать договор о разграничении полномочии между центром и автономией. Будет также зафиксировано, что эти властные прерогативы автономии никто не вправе изменять или отменять по своей прихоти. Это позволит сбалансировать взаимоотношения с центром на длительный период и снизит зависимость Гагаузии от часто меняющихся ориентиров и политических симпатий партий, приходящих к власти в стране.

Возникает законный вопрос: а откуда у кандидата М.Формузала возникла тогда уверенность в том, что статья 12 закона об особом правовом статусе автономии будет конкретизирована в указанном им направлении: ведь ни Башкан, ни исполком, ни Народное Собрание Гагаузии самостоятельно (без молдавского Парламента) это сделать не могут? Ответ очень простой: кандидат выдавал желаемое за действительное, полагая, что избирателям это обязательно понравиться, и они его с удовольствием ’’проглотят’’. Да, избиратели “проглотили” и поддержали. Но, когда пришло время выполнять это конкретное обязательство, то ни один официальный документ, предлагающий вариант разделения полномочий и предметов ведения меду центральными органами власти и органами власти автономии, ни исполкомом, ни Башканом подготовлен не был.

Далее следовало третье обязательство следующего содержания:

2.3.Добиваться выполнения данных лидерами правящей Партии коммунистов Республики Молдова обещаний о конституционном закреплении права Гагаузии на самоопределение в случае потери Молдовой своего суверенитета. Это позволит обеспечить спокойствие в регионе и исключит любые возможности для спекуляций на тему возможного объединения с Румынией.


Здесь кандидат М.Формузал ловко использовал приём “дымовой завесы”, прикрываясь якобы имевшими место обещаниями лидеров Партии коммунистов о внесении в Конституцию Молдовы права Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдовой статуса независимого государства и якобы существующем по этому беспокойству в автономии. На самом деле таких обещаний со стороны ПКРМ никогда не было. И в этом не было необходимости, так как право на внешнее самоопределение автономии предусмотрено статьёй 1 закона об её особом правовом статусе. Поэтому его перенесение в Конституцию РМ не является обязательным. К сказанному следует добавить, что со стороны Башкана и исполкома автономии за последние 4 года никаких официальных обращений ни в Народное Собрание автономии, ни в Правительство Молдовы по этому поводу также не поступало.

Интерес представляет четвёртое обязательство тогдашнего кандидата:

2.4.Новая власть выступит с законодательной инициативой о функционировании политических партий на территории Гагаузии, на основании законодательства Республики Молдова и Гагауз Ери, что позволит создавать региональные партии, действующие на территории Гагаузии при проведении местных выборов.

Складывается впечатление, что г-н М.Формузал либо никогда не читал, либо делает вид, что не читал внимательно положения пункта с) части (3) статьи 12 закона об особом правовом статусе Гагаузии, согласно которым региональные партии и другие общественно-политические организации на территории автономии не предусмотрены. Но и в этом случае он имел право предложить руководимому им исполкому Гагаузии или Правительству Молдовы, членом которого он является, выступить с соответствующими законодательными инициативами по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство. Однако даже это не было сделано.

Особого внимания заслуживает пятое предвыборное обязательство г-на М.Формузала:

2.5.Власть будет настаивать на введении квот для представителей Гагаузии в законодательной и исполнительной ветвях власти Республики Молдовы.


Начнём с того, что солидная квота в исполнительной власти Молдовы для соответствующих должностных лиц автономии прямо предусмотрена в статьях 19, 22, 23, 24 закона об особом правовом статусе Гагаузии. Так что даже поднимать данный вопрос было просто некорректно. Что касается квоты для представителей автономии в Парламенте РМ, то надо понимать, что парламентские выборы не могут проходить по одним правилам для автономии и по другим правилам для остальной части Молдовы. Поэтому исполком Гагаузии мог инициировать перед Народным Собранием законодательное предложение о переходе к другой системе выборов, но во всей стране. Например, по многомандатным округам. Однако ничего подобного, как и в предыдущих случаях, сделано не было.

Заслуживает отдельной оценки и следующее обязательство г-на М.Формузала:

2.6. Будет обеспечено реальное соблюдение основных прав человека в автономии и прекратятся преследования граждан из-за их политических убеждений.

Что касается "реального соблюдения прав человека в автономии". Те, кто живёт в автономии, особенно предприниматели, давно поняли и прочувствовали на себе, что иметь мнение, отличное от мнения Михаила Макаровича Формузала, можно. Но высказывать это мнение вслух, при людях или в СМИ крайне нежелательно – себе дороже. По изощрённости мер воздействия на тех, кто не видит сегодня рая, созданного на земле Гагаузии г-ном Башканом, и на кого есть хоть какие-то рычаги воздействия, с ним действительно никто не может сравниться. Как это явное “превосходство” отразится на результатах выборов, покажет самое ближайшее время.

На основании изложенного, в части оценки выполнения г-ном М.Формузалом своего второго шага навстречу людям избирателю автономии можно предложить 2 вывода:

1.Из пяти обязательств законодательного характера, часть из которых изначально была надуманной, не выполнено ни одно. Более того, нет ни одного официального документа, подтверждающего хотя бы попытки г-на М.Формузала эти обязательства выполнить.

2.Шестое обязательство выполняется им с точностью до наоборот: любой житель автономии, занимающий заметное положение и позволяющий себе открыто критиковать г-на Башкана, очень быстро начинает ощущать на себе жуткую “заботу” этого руководителя.

Надеюсь, что данный комментарий призван помочь избирателю Гагаузии в период, когда проходят очередные выборы Главы автономии, разобраться в ситуации и найти правильные ответы на поставленные вопросы.

Комментарий секретаря исполкома Партии социалистов Молдовы «Патрия-Родина» Валентина Крылова.



Подписывайтесь на наши новостные ленты в социальных сетях - в facebook, одноклассниках, вконтакте, twitter и instagram
Читайте также по этой теме:




 

Топовые новости

15:04; 21 05 2020
Минздрав: еще более 130 человек выздоровели от коронавируса
 410
14:28; 21 05 2020
Чадыр-Лунгские спортсмены стали призерами онлайн соревнований
 493
14:19; 21 05 2020
Репортаж: Новый учебный блок для молдавского лицея в Комрате
 574
13:49; 21 05 2020
Первый случай коронавируса в Авдарме. Примар обратилась к односельчанам
 958
13:10; 21 05 2020
Президентские выборы в Молдове пройдут 1 ноября
 773
13:05; 21 05 2020
Примэрия Комрата поможет благоустроить территорию турецкого консульства
 845
12:30; 21 05 2020
День возрождения Гагаузии. Первый съезд представителей гагаузского народа состоялся 31 год назад
 672
11:56; 21 05 2020
Ремонт трассы Ферапонтьевка-Авдарма: дорогу покроют слоем модифицированного асфальта
 922
11:51; 21 05 2020
Разбился ртутный термометр? Врач рассказал, какие незамедлительные меры необходимо предпринять
 1 290
11:25; 21 05 2020
Виды на урожай. Министр сельского хозяйства изучил ситуацию на полях колхоза «Победа»
 1 077
11:24; 21 05 2020
Украина откроет 66 КПП на границе с Молдовой и ЕС
 2 285
10:51; 21 05 2020
Сергей Сырбу: «наш запрос в КС не имеет ничего общего с Александром Стояногло»
 1 210
10:50; 21 05 2020
Хорошие новости: Правительство выделило 48 млн леев на строительство дороги Баурчи-Конгаз
 1 950
10:09; 21 05 2020
Инцидент в Чадыр-Лунге: преступники украли инструменты и стройматериалы из инфекционного отделения
 2 347
10:05; 21 05 2020
Полиция отыскала и передала родителям пропавшую девушку из Комрата
 4 422
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.
Аналитика

Анна Новак, Алексей Карташилов
Eva Gelato: В Гагаузии появится новый бренд мороженого

Алексей Карташилов, Анна Новак
Sweetland: Как в Гагаузии производят сладости в несладкое время

Более 2 тысяч защитных экранов для борьбы с COVID-19 получили гагаузские врачи