|
Время забытых обещаний (продолжение). |
|
09:23; 11 11 2010 |
|
0 |
|
2 047 |
|
В предыдущем материале «Время забытых обещаний» я позволил себе мысль о том, что предвыборная программа Михаила Формузала «Одиннадцать шагов навстречу людям» так и осталась существовать на бумаге. Судя по той дискуссии, которая развернулась в интернете, моя позиция требует пояснений. Позволю себе начать с политической части тех обещаний, которые дал избирателю действующий башкан ровно четыре года назад.
Начнём с оценки второго программного шага, который г-н М.Формузал посвятил тогда статусу и политическим правам автономии и который включал 7 пунктов. Читаем:
2.1.Новая власть будет настаивать на дополнениях и уточнениях в Законе «Об особом правовом статусе Гагаузии», без чего невозможно перевести нынешние отношения подчинения в сотрудничество между центральными властями Республики Молдова и руководством Гагауз-Ери.
Как же г-н М.Формузал и руководимый им исполком Гагаузии настаивали на том, что они обещали избирателям? А никак, потому что за 4 года они не представили ни Народному Собранию автономии, ни в Правительство ни одного официального документа на эту важную тему. То есть, у них были для этого законные полномочия, но они ими в предусмотренном законом порядке не воспользовались. И это факт.
В продолжение первого обязательства общего характера вспомним второе, более конкретное обязательство:
2.2.Будет конкретизирована статья 12 этого Закона в части компетенций Народного Собрания Гагаузии — таким образом, чтобы было четко прописано, какие полномочия остаются у Кишинева, а какие прерогативы делегируются и гарантируются Гагаузии. Кроме того, предполагается заключить и подписать договор о разграничении полномочии между центром и автономией. Будет также зафиксировано, что эти властные прерогативы автономии никто не вправе изменять или отменять по своей прихоти. Это позволит сбалансировать взаимоотношения с центром на длительный период и снизит зависимость Гагаузии от часто меняющихся ориентиров и политических симпатий партий, приходящих к власти в стране.
Возникает законный вопрос: а откуда у кандидата М.Формузала возникла тогда уверенность в том, что статья 12 закона об особом правовом статусе автономии будет конкретизирована в указанном им направлении: ведь ни Башкан, ни исполком, ни Народное Собрание Гагаузии самостоятельно (без молдавского Парламента) это сделать не могут? Ответ очень простой: кандидат выдавал желаемое за действительное, полагая, что избирателям это обязательно понравиться, и они его с удовольствием ’’проглотят’’. Да, избиратели “проглотили” и поддержали. Но, когда пришло время выполнять это конкретное обязательство, то ни один официальный документ, предлагающий вариант разделения полномочий и предметов ведения меду центральными органами власти и органами власти автономии, ни исполкомом, ни Башканом подготовлен не был.
Далее следовало третье обязательство следующего содержания:
2.3.Добиваться выполнения данных лидерами правящей Партии коммунистов Республики Молдова обещаний о конституционном закреплении права Гагаузии на самоопределение в случае потери Молдовой своего суверенитета. Это позволит обеспечить спокойствие в регионе и исключит любые возможности для спекуляций на тему возможного объединения с Румынией.
Здесь кандидат М.Формузал ловко использовал приём “дымовой завесы”, прикрываясь якобы имевшими место обещаниями лидеров Партии коммунистов о внесении в Конституцию Молдовы права Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдовой статуса независимого государства и якобы существующем по этому беспокойству в автономии. На самом деле таких обещаний со стороны ПКРМ никогда не было. И в этом не было необходимости, так как право на внешнее самоопределение автономии предусмотрено статьёй 1 закона об её особом правовом статусе. Поэтому его перенесение в Конституцию РМ не является обязательным. К сказанному следует добавить, что со стороны Башкана и исполкома автономии за последние 4 года никаких официальных обращений ни в Народное Собрание автономии, ни в Правительство Молдовы по этому поводу также не поступало.
Интерес представляет четвёртое обязательство тогдашнего кандидата:
2.4.Новая власть выступит с законодательной инициативой о функционировании политических партий на территории Гагаузии, на основании законодательства Республики Молдова и Гагауз Ери, что позволит создавать региональные партии, действующие на территории Гагаузии при проведении местных выборов.
Складывается впечатление, что г-н М.Формузал либо никогда не читал, либо делает вид, что не читал внимательно положения пункта с) части (3) статьи 12 закона об особом правовом статусе Гагаузии, согласно которым региональные партии и другие общественно-политические организации на территории автономии не предусмотрены. Но и в этом случае он имел право предложить руководимому им исполкому Гагаузии или Правительству Молдовы, членом которого он является, выступить с соответствующими законодательными инициативами по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство. Однако даже это не было сделано.
Особого внимания заслуживает пятое предвыборное обязательство г-на М.Формузала:
2.5.Власть будет настаивать на введении квот для представителей Гагаузии в законодательной и исполнительной ветвях власти Республики Молдовы.
Начнём с того, что солидная квота в исполнительной власти Молдовы для соответствующих должностных лиц автономии прямо предусмотрена в статьях 19, 22, 23, 24 закона об особом правовом статусе Гагаузии. Так что даже поднимать данный вопрос было просто некорректно. Что касается квоты для представителей автономии в Парламенте РМ, то надо понимать, что парламентские выборы не могут проходить по одним правилам для автономии и по другим правилам для остальной части Молдовы. Поэтому исполком Гагаузии мог инициировать перед Народным Собранием законодательное предложение о переходе к другой системе выборов, но во всей стране. Например, по многомандатным округам. Однако ничего подобного, как и в предыдущих случаях, сделано не было.
Заслуживает отдельной оценки и следующее обязательство г-на М.Формузала:
2.6. Будет обеспечено реальное соблюдение основных прав человека в автономии и прекратятся преследования граждан из-за их политических убеждений.
Что касается "реального соблюдения прав человека в автономии". Те, кто живёт в автономии, особенно предприниматели, давно поняли и прочувствовали на себе, что иметь мнение, отличное от мнения Михаила Макаровича Формузала, можно. Но высказывать это мнение вслух, при людях или в СМИ крайне нежелательно – себе дороже. По изощрённости мер воздействия на тех, кто не видит сегодня рая, созданного на земле Гагаузии г-ном Башканом, и на кого есть хоть какие-то рычаги воздействия, с ним действительно никто не может сравниться. Как это явное “превосходство” отразится на результатах выборов, покажет самое ближайшее время.
На основании изложенного, в части оценки выполнения г-ном М.Формузалом своего второго шага навстречу людям избирателю автономии можно предложить 2 вывода:
1.Из пяти обязательств законодательного характера, часть из которых изначально была надуманной, не выполнено ни одно. Более того, нет ни одного официального документа, подтверждающего хотя бы попытки г-на М.Формузала эти обязательства выполнить.
2.Шестое обязательство выполняется им с точностью до наоборот: любой житель автономии, занимающий заметное положение и позволяющий себе открыто критиковать г-на Башкана, очень быстро начинает ощущать на себе жуткую “заботу” этого руководителя.
Надеюсь, что данный комментарий призван помочь избирателю Гагаузии в период, когда проходят очередные выборы Главы автономии, разобраться в ситуации и найти правильные ответы на поставленные вопросы.
Комментарий секретаря исполкома Партии социалистов Молдовы «Патрия-Родина» Валентина Крылова.
Подписывайтесь на наши новостные ленты в социальных сетях - в facebook, одноклассниках, вконтакте, twitter и instagram
Читайте также по этой теме:
|
|
|
|
|
Топовые новости
|
|
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.
|