"Единая Гагаузия": Что хотел сказать Дмитрий Кройтор?
09:37; 2 03 2014
31
8 771
В день, когда в Комрате прошел Съезд депутатов всех уровней, мне по дороге домой рассказали анекдот: «Я вот астрологией увлекаюсь. Лежу как-то на диване, иные миры наблюдаю, по звездному небу прогнозы политические составляю… Но тут пришла жена и все испортила — сняла с головы дуршлаг и выключила свет!».
Я посмеялся и подумал: рассказчик анекдота на съезде не был. Откуда же он узнал про выступление бывшего башкана Гагаузии Дмитрия Кройтор? Мне почему-то в этом анекдоте привиделся именно этот политик.
Действительно, что-то странное происходит с этим человеком. В свое время он променял Гагаузию на пряник дипломатической работы в Швейцарии, кинув на растерзание властей свою команду, которая до конца была с ним, которая готова была стать грудью, даже громить избирательные участки, только бы не допустить противозаконной процедуры отстранения главы автономии, запущенной по прихоти кишиневских властей.
Однако тогдашний башкан скоропостижно сдался, отказался от праведной борьбы. После этого многие годы о Кройторе ничего не было слышно. По сей день рядовые жители автономии не знают: где живет их бывший лидер, чем занимается, где и кому служит. Он полностью выпал из обоймы политической жизни автономии, ни в чем не участвует, ничем не помогает, мало чем интересуется. Даже поздравлений с Новым Годом своему народу через газеты не шлет. Не в теме, в общем.
Однако это почему-то не мешает Дмитрию Кройтор с небольшой периодичностью объявляться в Комрате на важных публичных мероприятиях, и либо подливать ложку дегтя в праздник, либо «метить территорию» подобно старому льву, которого уже изгнали из прайда, но он еще с этим не готов смириться, и по привычке поднимает заднюю лапу на каждый встречный кустик.
Ложку дегтя Кройтор впервые вылил еще несколько лет назад, во время проведения в Комратском Доме культуры публичного праздничного мероприятия, на котором еще присутствовал, помнится, тогдашний президент Владимир Воронин. Увидеть бывшего башкана тут никто не ожидал, он до этого о Гагаузии даже не вспоминал. И вдруг объявился, и на фоне благодушных речей об успехах автономии, о хорошем примере разрешения межэтнических противоречий, неожиданно обжег всех желчью своих прошлых обид. Ничего конструктивного при этом не предложил.
На съезде 22 февраля многие из тезисов его речи были также неуместны и вызвали в зале гул неодобрения. Люди собрались по вполне конкретному поводу: подвести итоги прошедшего периода борьбы за суверенную Молдову и за достойное в ней место автономии; а также, чтобы подумать, посоветоваться о будущих действиях и стратегии.
Сказать что-то толковое на эту тему бывшему башкану было сложно, ибо для этого надо было все эти годы постоянно находиться на связи, принимать живое участие в жизни своего народа. А наскоками получается только проигрывать свою старую пластинку о неслыханных обидах, нанесенных ему лично Владимиром Ворониным и тогдашней властью.
Гагаузы, несомненно, до сих пор возмущены тем переворотом в автономии. Мы время от времени выражаем сочувствие свергнутому лидеру, и из приличия никогда не поднимаем тему его личной вины в произошедшем. А ведь речь идет об обыкновенной мягкотелости, чтобы не назвать это смесью трусости с признаками корыстолюбия.
Да, надо признать, было тогда и огромное давление на Башкана, были и сложности во взаимоотношениях Исполкома Гагаузии с противостоящим ему Народным Собранием. Но давайте реально: разве этого не наблюдалось в случае с Михаилом Формузал? Однако нынешний Башкан почему-то не сломался: более того, как никто другой, в сложнейших условиях, впервые в истории Гагаузии продержался в должности два срока подряд.
А Дмитрий Кройтор? Ладно бы он просто сломался и ушел с поста, а потом бы бедствовал, прятался от угнетающих его властей... Это можно было бы как-то постараться понять - не все одинаково сильны духом (хотя тут же возникает встречный вопрос - на кой черт такой слабак изначально лез в Лидеры нации?).
Напомним тем, кто забыл или еще слишком молод: Д. Кройтор ушел с башканского кресла отнюдь не в тюрьму или в изгнание, он купился на сладкий пряник дипломатической работы в лучшей стране Европы, где получал, надо полагать, не одну тысячу долларов зарплаты. Раз в 10 больше получал там, занимаясь непонятно какими «полезными» для страны делами, чем будучи тут Башканом Гагаузии.
На что же он теперь так слезно жалуется? За что клянет Воронина, вместо того, чтобы на каждый день рождения слать ему букет цветов? Ведь не каждому В. Воронин тогда предложил пряников. Только самому слабому звену - тогдашнему Башкану. Остальные получили на полную катушку.
Тот же Бургуджи, например, история с которым всем известна. Или В. Генов - начальник налоговой службы при Кройторе, который всего лишь выполнял постановления Исполкома и Народного Собрания, и которого многие годы после бегства башкана преследовали надуманными судебными исками, снимали с поездов, не давали работать.
Все дела в итоге лопнули, да и не могло быть иначе, коль они политические. Но сколько человеку доставили неприятностей! Из начальника налоговой пришлось униженно переквалифицироваться в обыкновенного гастарбайтера на московской даче!
Чем заступился Д. Кройтор за членов своей бывшей команды, находясь в самом сердце демократической Европы? Чье внимание он там привлек к «коммунистическим репрессиям в Молдове»? Выступить в поддержку Ивана Бургуджи, например, он категорически отказался. Навещала его в тюрьме «Единая Гагаузия» и Башкан М. Формузал.
С какой целью сейчас Д. Кройтор заявляет о том, что ему «не давали работать» при Воронине. Он думает, что получит от гагаузского народа второй шанс? Вряд ли. И как это ему не давали работать? Он в Швейцарии был представителем как раз воронинской власти, он с ним РАБОТАЛ!
Тот же М. Формузал - да не осудит он автора за частые упоминания в этом контексте - показал возможность работы с любой властью в Кишиневе. С Ворониным он достраивал новый корпус Комратского университета, с Тарлевым углублял русло реки Ялпуг, с Филатом строил и ремонтировал больничные корпуса в Чадыр-Лунге и Комрате...
Да мало ли какие проекты удалось реализовать! И все это на фоне вечных споров, шантажа уголовными делами, подрывной деятельностью Кишинева - руками некоторых депутатов Народного Собрания. Все удалось урегулировать! Просто, надо уметь быть политиком. И настоящим мужчиной. Если надо - стойким воином. Маневрировать, применять стратегию и тактику, временно отступать, чтобы окопаться и перейти потом в контрнаступление.
Напрасно Д. Кройтор думает, что народ все забыл, если в средствах информации его все эти годы никто не трогал и не критиковал. На самом деле, не забыто ничего - просто такое у гагаузов понимание патриотизма и солидарности. На жертв гагаузы не нападают. Но в принципе, гагаузы помнят всё, даже более ранние грехи Дмитрия Кройтор, когда он всего лишь возглавлял Чадыр-Лунгский район.
Почему сегодня Гагаузия имеет такой слабый автономный статус? Почему Гагаузская Республика 90-х годов распустила свои вооруженные силы, подняла лапки вверх и согласилась на возвращение в состав Молдовы на таких мутных условиях, когда даже надлежащей конституционной защиты не обеспечено? Да потому что руководитель Чадыр-Лунгского района Дмитрий Кройтор в те годы воткнул нож в спину Гагаузской Республики, он вывел Чадыр-Лунгский район из-под бюджета Гагаузии и стал отчислять налоги в Кишинев.
Это разрушило финансы непризнанной Республики, уже нечем было даже содержать свой батальон «Буджак», зарплату не получали сотрудники аппарата Гагаузии, включая и тогдашнего Президента С. Топал. Гагаузия попала в цейтнот. Своих денег, в отличие от Приднестровья, Комрат никогда не вводил, у нас была общая с Кишиневом валюта. Затягивание переговоров о принятии этого урезанного Закона о статусе Гагауз Ери могло тогда привести к тому, что Гагаузская Республика просто рассыпалась бы сама по себе по причине банкротства. Это заставило гагаузов быть «более покладистыми» и пойти на значительные уступки в статусе автономии. Вплоть до того, что мы согласились называться даже не Автономной Республикой, а каким-то непонятным «автономным образованием».
Есть еще люди, которые помнят все эти моменты. Косвенная вина в этом Дмитрия Кройтор, заключившего сепаратные договоренности с Кишиневом за спиной своего народа, ОЧЕВИДНА.
Было неприятно наблюдать, как некоторые политики попытались использовать непартийное мероприятие - Съезд депутатов всех уровней - для продвижения своих партий и для оглашения своих политических претензий на лидерство в год завершения полномочий нынешнего Башкана.
До выборов еще есть достаточно много времени, начинать избирательную кампанию явно преждевременно, но ряд потенциальных претендентов не упустили шанса использовать скопление людей для того, чтобы разметить для себя предвыборную территорию. И если некоторым это пока простительно - они еще не получали вотума доверия народа и не успели проявить себя в Башканах, то другим, которые себя проявили негативно, лучше кустики своими запахами не метить. Это бесполезно, никто больше за ними никакой политической территории не признает.
Гагаузы любят сильных лидеров: таких, чтобы не бежали и не предавали. А Дмитрий Кройтор, помнится, накануне последних башканских выборов отметился еще и тем, что высказался в поддержку команды, противостоящей его бывшим сторонникам, объединенным на тот момент вокруг кандидатуры М. Формузал.
Это была обыкновенная ревность неудачника, озлобленного тем, что кто-то другой смог удержать на плаву брошенную капитаном команду. Это была зависть к тому, кто продержался с его бывшей командой не 2 года, а все 4, да еще и претендовал на управление Гагаузией второй срок подряд.
Вопреки зависти и ревности бывшего лидера, команда эта выборы в тот год выиграла. А эти два нелестных качества лишь дополнили и без того неприглядный портрет несмелого, мягкотелого, злопамятного бывшего лидера.
Бывшего, которому заново стать лидером уже, конечно, не суждено.