Сиркели: Проект закона о нормативных актах не учитывает законодательные и регулирующие компетенции Гагаузии
14:47; 17 07 2014
5
2 109
Министерство юстиции предложило поправки в действующее законодательство, которые нарушают права и полномочия Гагаузии. Аргументы тому в интервью новостному порталу Gagauzinfo.MD приводит исполнительный директор правозащитной организации «Пилигрим-Демо» Михаил Сиркели.
Он отметил, что проект закона Минюста «не учитывает законодательные и регулирующие компетенции Гагаузии».
«В проекте закона нет такого понятия, как «местный закон». Не определяется его место в иерархии законодательных актов Республики Молдова, по сути, вообще не признают законы, издаваемые в Гагаузии. Без регулирующих компетенций Гагаузия – такой же район, как и все остальные. Разница лишь в том, что у нас есть башкан, исполком и Народное собрание. Да и те (как предлагается) могут принимать решения лишь во исполнение законов Республики Молдова», - сказал Михаил Сиркели.
Не учитывает министерство юстиции и мнение Венецианской комиссии от 2002 года. Тогда Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) порекомендовала властям страны придать закону об особом правовом статусе автономии статус специального органического закона. Только так закон об автономии будет действовать, пришли к мнению европейские юристы.
«Ведь согласно законодательства, если два закона вступают в противоречие, то превалирует закон, принятый позже. Это приводит к тому, что принятый позже закон, к примеру, о местном публичном управлении, блокирует реализацию закона об особом правовом статусе Гагаузии», - сказал Сиркели.
Третий момент, который не учитывает минюст, это наличие в автономии трех ветвей власти. Если в обычном районе их две – законодательная (районный совет) и исполнительная (председатель района), то в гагаузской автономии их три – Народное собрание, исполком и башкан.
«Каждый из них принимает решения, которые находятся в определенной иерархии и вступают в определенные юридические отношения друг с другом. Закон о нормативных актах этого не учитывает, делая их равных по статусу», - сказал эксперт.
На рассмотрение правительства этот проект был вынесен еще 5 февраля. Однако неправительственный сектор – национальный совет по участию, в частности организация «Пилигрим-Демо» раскритиковали документ. Министр Олег Ефрим тогда отозвал законопроект, но 29 мая вновь направил его в правительство на рассмотрение, не включив в него рекомендации общественных организаций.
НПО вновь критикует этот законопроект, призывая власти страны соблюдать принцип субсидиарности.
«Рабочая группа парламента и НСГ должны заняться тем, что четко определить компетенции автономии – где они начинаются, и где они заканчиваются. Если власти делегируют автономии полномочия – они должны отказаться от регулирования этих компетенций. Нужно предоставить местным законам статус закона и подвергать их контролю посредством Конституционного суда. Потому что это законы, а не постановления органов местного публичного управления», - заключил эксперт.