Михаил Формузал о национальных интересах, объединении общества и заботе о детях
Высказаться о злободневном и наболевшем мы попросили башкана АТО Гагаузии Михаила Формузала. Его ответы порой категоричны, но подкупают четкостью формулировок и конструктивностью решений. Чего сегодня явно не достает некоторым политикам. Хитросплетенные мысли и малопонятные народу шахматные «комбины» явно поднадоели всем.
Хватит жить прошлым
- Михаил Макарович, один молдавский политобозреватель выразился недавно, дескать, «перепалка в верхах попахивает коллективным суицидом». Где же выход из этой пикантной для страны ситуации? Может, не все у нас так запущено?
- Не думаю, что мы станем свидетелями такого явления. Дело в том, что политические кланы, которые находятся у власти, имеют свои чёткие интересы. Они заключаются в сохранении статус-кво, которое непосредственно связано с бизнес-интересами. Поэтому у представителей властей элементарно сработает чувство самосохранения.
Сейчас уже всем ясно, что кандидатура на пост президента от правящего альянса непроходная. Коммунисты не хотят отдавать свои голоса этой кандидатуре. Сама логика подсказывает, что необходимо выдвигать другого кандидата. Не захотят коммунисты второго – дайте им третьего. Тогда им ничего не останется, кроме как пойти на компромисс. В противном случае, общество увидит, что ответственность за политический кризис лежит на оппозиции, и на очередных выборах сделает соответствующие выводы. Однако сегодня складывается впечатление, что избрание кандидата от АЕИ президентом стало условием, которое ставят выше национальных интересов. Но не может ведь целая страна становиться заложником чьих-то нереализованных амбиций!
-То есть выход из ситуации должен быть найден в рамках действующего парламента?
- Конечно! Более того – в рамках действующей Конституции. Стремление некоторых сил изменить процедуру избрания президента, чтобы главу государства можно было избрать половиной депутатов, я считаю политическим шулерством. Потому что нельзя менять в одностороннем порядке правила игры во время самой игры. Нужно научиться соблюдать законодательство, а не перекраивать его каждый раз в угоду своим интересам. Поэтому пусть сперва выберут президента, а потом поднимают вопрос об изменении Конституции.
- Лично вы – за какой способ избрания президента?
- Думаю, что президент Молдовы должен избираться прямым голосованием. Всем политическим силам ради спокойствия в стране надо согласиться с этим.
- Что пожелаете политикам и всему народу в год 20-летия независимости Молдовы? Какие выводы нужно извлечь ее политической элите из предыдущего периода?
- И народу, и политикам хочу пожелать мудрости и терпения. А вывод может быть один: хватит жить прошлым. Давайте помнить уроки нашей истории, но жить все-таки больше настоящим и думать о будущем. Давайте у себя дома построим молдавскую Швейцарию – без шараханий между Востоком и Западом, без зацикленности на языках и национальностях. Такое государство, где во главу угла поставлены интересы каждого конкретного гражданина – безопасность, хорошие дороги, социальные гарантии, качественная и доступная медицина. А чтобы создать эти комфортные условия, нужно не провоцировать конфликты, не раскалывать общество, а наоборот, объединять усилия всех граждан для решения злободневных проблем. Сотрудничаем со всеми
- Как складываются отношения между югом и центральными властями?
- Наша команда руководит автономией уже пятый год. И все это время Исполнительному Комитету Гагаузии удавалось наладить прагматичную работу со всеми тремя правительствами. По части слаженности работы с нынешним премьером, могу сказать, что, исходя из возможностей и реалий сегодняшнего дня, это очень хорошая и плодотворная работа с реализацией четких программ и договоренностей. Я бы хотел и дальше наращивать темпы реализации совместных социальных и инфраструктурных проектов. Я не любитель конфликтов и скандалов. Люди военной профессии хорошо понимают мудрую поговорку «Лучше много лет вести переговоры, продвигаясь вперед, чем один день крепко воевать».
- Как строите внешние экономические и культурные связи?
- Это один из приоритетов нашей деятельности. Мы видим, что современная Европа – это Европа регионов, где межрегиональное сотрудничество развивается гораздо быстрее, чем официальные отношения между странами. Принцип Гагаузии в этом плане – искать друзей, а не врагов. За последние годы наша команда заключила Соглашения о сотрудничестве со многими регионами России, Болгарии, Польши, Белоруссии. Наращиваем связи и с официальными властями Турции и Азербайджана. Сотрудничество реализуется, как правило, по следующим направлениям: экономика, культура, образование, гуманитарные и грантовые программы, которые уже принесли Гагаузии свыше 200 миллионов леев помощи.
- Что скажете об экспорте в целом?
- В 2010 году мы уже перевалили по экспорту за один миллиард леев, в то время как импорт составил 537 млн. леев. Таким образом, экспорт в автономии превышает импорт почти в два раза, но это еще не прорыв. Гагаузия, занимая чуть более 5 % территории Молдовы, выращивает более 20% табака всей республики. Обидно, что винное эмбарго, «подаренное» нам Кишиневом, ввело в кризис винодельческую отрасль Гагаузии, которая является для автономии стратегической. Виноделие сейчас находится в очень сложном положении, и без поддержки государства нелегко будет разрулить ситуацию. Надеюсь, что в этом году правительство сможет направить дополнительные средства на субсидии для сельского хозяйства, чтобы вернуть утраченные позиции.
- Как работают ЗСП? Что намерены предпринять для их подъема?
- На территории Гагаузии есть одна такая зона – СЭЗ Вулканешты, которая, на мой взгляд, работает неэффективно. Правительством не предусмотрена программа развития инфраструктуры СЭЗ, что тормозит привлечение инвестиций. Хотим получить разрешение на привлечение к руководству СЭЗ в Вулканештах специалистов-менеджеров из Турции. Там есть большой опыт и достаточное количество хорошо подготовленных руководителей в этой сфере. Сложность состоит в том, что руководство СЭЗ назначается только через Минэкономики и ответственно перед ними. В свою очередь, власти Гагаузии не могут тратить деньги на инфраструктуру СЭЗ. Но я думаю, что мы найдем разумный выход совместно с Министерством экономики и правительством.
- «Без родителей у нас растет поколение детей Маугли», – цитирую известного в стране руководителя медучреждения, врача Аллу Немеренко. Как глава целого региона и отец троих детей не можете не понимать всей серьезности положения. Что делается у вас для снижения оттока трудоспособного населения на рынки других стран? Какая помощь оказывается детям и родителям?
- На заработки люди выезжали всегда. Мои оба деда работали в Румынии. Мой отец поднимал целину и выезжал в Россию на заработки. Мой младший брат работал на лесозаготовках в России. Инициативные люди стремились к лучшим стандартам жизни и находили способы этого достигать. Однако если раньше люди выезжали, как правило, на сезон, а потом возвращались обратно, то теперь картина изменилась. Многие уезжают на годы или навсегда, забирая с собой детей. А это значит, что в других государствах для людей созданы лучшие условия.
Для снижения темпов миграции населения мы начали реализовывать дополнительные программы развития Гагаузии. Прежде всего, значительно усовершенствовали свое законодательство в вопросах привлечения инвестиций, предоставляя инвесторам дополнительные выгоды, сверх того, что предусмотрено республиканскими законами. Это прямой путь к открытию новых рабочих мест. Выплачиваем, дополнительно к государственным, собственные субсидии на развитие сельского хозяйства, объём продукции которого в этом году увеличился в три раза. Это позволяет задержать людей в отрасли, в которой занято наибольшее число трудовых ресурсов.
Особое внимание уделяется подрастающему поколению, в том числе и детям, чьи родители находятся на заработках. К примеру, в Гагаузии мы установили обязательные для исполнения социальные стандарты, согласно которым в детские сады должны ходить не менее 85% всех детей. Мы уже достигли отметки в 78% и каждый год открываем все больше групп и детских садов. К примеру, в 2006 году в детских садах Гагаузии действовало 240 групп на 5571 ребенка. В 2010 году уже работало 297 групп на 7313 детей. Одновременно с этим усилился контроль за качеством питания детей в детских садах, которое, надо отметить, улучшилось. А это благоприятно действует на здоровье нации, что для нас является приоритетом. Принципы и перемены
- Изменились ли вы за последние годы? 52 года – возраст зрелости для политика и руководителя вашего уровня. Намерены ли выставлять свою кандитатуру на пост главы региона на третий срок?
Конечно, изменился. Как и любой другой руководитель, совершал ошибки, набивал себе шишки. Набрался определенного опыта. Мне всегда помогало понимание того, что человек должен двигаться по карьерной лесенке, не перепрыгивая через ступеньки. На каждом достигнутом уровне руководитель должен освоиться, хорошо изучив все, что связано с его работой в этой должности. Никто не рождался президентом. Им становились. Мне в жизни ничего не доставалось на блюдечке. У меня не было папы первого секретаря или влиятельных родственников.
Что касается третьего срока. По закону я не имею права выставлять свою кандидатуру на третий срок и не стал бы этого делать, даже зная русскую поговорку «закон что дышло – куда повернул туда и вышло». На мой взгляд, руководитель не должен быть на избираемой должности более двух сроков подряд. За восемь лет он может и опыта набраться, и работу показать. Но если дольше, то это уже может привести к застою.
- Каких по жизни придерживаетесь принципов?
- На формирование моих жизненных принципов и ценностей очень повлияла моя воинская служба. В армии есть свод правил, есть воинский устав, есть чётко регламентированная деятельность. Как говорят, «живи по уставу, завоюешь честь и славу». То есть там было всё четко и предельно ясно. Мы были уверены друг в друге, мы знали, что никто нож в спину не воткнёт. Поэтому строгое соблюдение установленных правил и желание служить своей стране, это, пожалуй, главные ценности, которых придерживается каждый бывший военный в любой своей деятельности. Тем более, когда это связано с политикой.
- Вырастая, дети сами выбирают, где им жить. И все же, где вы видите будущее своих детей – дома или в других странах?
- Нас в семье было шестеро детей. Когда я поступил в военное училище, мои родители сказали, что этот сын, уходя на 25 лет службы, уже домой не вернется. Жизнь распорядилась таким образом, что один брат и сестра стали гражданами США и живут там более 20 лет. Другие брат и сестра – граждане России. Ещё одна сестра живет в Тирасполе. Я же единственный, кто возвратился домой. Так что в отношении своих детей ничего не загадываю. Просто стараюсь, чтобы они получили самое хорошее образование. Пусть вырастут людьми ответственными, трудолюбивыми и человечными.
Досье:
Родился 7 ноября 1959 г. в селе Бешгез Чадыр-Лунгского района в многодетной крестьянской семье.
В 1977 году, после окончания средней школы в родном селе, был призван на службу в Военно-морской флот.
В 1983 году окончил Одесское Высшее военно-командное артиллерийское училище имени М. В.Фрунзе.
До 1994 года служил в действующей армии на различных командных должностях. Командовал гвардейским артиллерийским дивизионом. В ноябре 1994 уволен в запас по выслуге лет.
В 1995 году поступил и в 1998 году окончил Академию государственного управления при президенте Республики Молдова.
В 1995 году был избран заместителем примара, а в 1999 году – примаром города Чадыр-Лунги.
В 2003 году повторно избран примаром города Чадыр-Лунги.
17 декабря 2006 г. избран главой автономно-территориального образования Гагаузия (Гагауз Ери). В декабре 2010 года переизбран на второй срок, став, тем самым, первым руководителем Гагаузии, которому население дважды оказывало доверие.