После серии безуспешных попыток наладить сотрудничество с республиканскими политическими силами башкан Михаил Формузал зарегистрировал собственную партию – «Партию регионов» - в надежде на продолжение политической карьеры и по завершению второго срока на посту главы Гагаузии.
За последние четыре года и Михаил Формузал, и Николай Дудогло понесли изрядные потери в рядах своего электората – об этом говорят сухие цифры региональных и местных выборов.
В 2006 году в напряженной борьбе за пост руководителя гагаузской автономии Михаил Формузал набрал в первом туре 34 процента голосов. Спустя четыре года «плодотворной», как уверяет сам Формузал, работы на тех же выборах действующего башкана поддержало лишь на 3 процента больше избирателей, что, скорее, следует отнести к массированному использованию административного ресурса. Сопоставимые результаты показали и два других кандидата – Николай Дудогло (32 процента) и Ирина Влах (31 процент).
Ряд неприятных сюрпризов Михаилу Формузалу преподнесли и июньские местные выборы. Прежде всего, это потеря второго по величине города в автономии – Чадыр-Лунги. Здесь победу одержал ранее не засвеченный кандидат, практикующий врач Георгий Орманжи. Правление предыдущего примара, ставленника башкана, оказалось настолько блеклым, что Формузал даже не стал открыто поддерживать какого-то кандидата. Не оправдалась ставка Формузала и на поддержку сразу несколько альтернативных действующему примару Комрата кандидатов: никто из них не смог даже выйти во второй тур. Впрочем, и победа Николая Дудогло уже не была столь убедительной, как четыре года назад.
Удар с тыла Не меньшим злом для башкана оказалась и длительная эпопея по снятию с должности председателя Вулканештского района Сергея Чернева. После многолетней работы в одной команде пути политика и районного лидера разошлись. Почему? Сам Чернев уверяет, что не позволил башкану продать за бесценок районную нефтебазу. По версии Формузала, Сергей Чернев, водитель по образованию, оказался не готовым к руководящей должности, и с 2006 года возглавляемый им район заметно отстал в развитии в сравнении с другими районами автономии.
Как бы то ни было, исправить собственную кадровую ошибку Формузалу так и не удается. Хотя по уложению Гагаузии здешние председатели являются прямыми подчиненными главы автономии (администраторами на местах), Чернев уже почти полгода успешно отражает все атаки работодателя, прикрываясь поддержкой Народного собрания и членством в демократической партии.
Учитывая все эти факторы, Михаил Формузал понимает, что по окончании своего второго срока ему вряд ли удастся продвинуть на должность главы Гагаузии своего человека, кто бы им ни был. Значит, для сохранения себя в политике нужно нечто другое – собственная республиканская партия.
Почему именно партия? Потому что «старые» варианты уже не сыграют. Дело в том, что в кулуарах всех без исключения заметных молдавских партий о Михаиле Формузале говорят как о человеке, которого ни в коем случае нельзя брать в список кандидатов в депутаты. Кишиневские политики видят в нем потенциального предателя, которому все равно, с какой партией идти и когда уходить. И у них есть на то основания.
В 2005-м году Формузал вел переговоры с блоком «Демократическая Молдова» Серафима Урекяна, но рассорился с ним и предпочел стать вторым человеком в Народно-республиканской партии Николая Андроника. Однако люди из его команды почему-то продолжали работать на блок «Patria-Родина» и движение «Равноправие». К 2010-му году все три (!) эти партии будут выступать против избрания Формузала башканом на второй срок. В 2009-м году «люди Формузала» неудачно пытались пройти в парламент от Центристского союза экс-премьера Василия Тарлева. Затем Формузал вроде как договорился о сотрудничестве с демпартией Мариана Лупу. Но при этом продолжал оставаться членом НРП Андроника.
На последних парламентских выборах близкие ему люди находились в списках кандидатов сразу от четырех партий – Лупу, Филата, Андроника и Урекяна. После выборов Формузал довольно быстро рассорился с партией Лупу и совершил дрейф в сторону ЛДПМ Влада Филата, которого даже назвал лучшим кандидатом в президенты. Вопрос, надолго ли.
Конъюнктура приветствуется Объективности ради, стоит заметить, что схожий политический путь прошел и вечный оппонент Формузала – Николай Дудогло. С тех пор, как он покинул экс-башкана Табунщика и стал противником коммунистов, число партий, с которыми он сотрудничал, увеличивалось. Сначала демпартия (тогда еще Дмитрия Дьякова). Затем попытка договориться с Урекяном, завершившаяся резким «рывком в сторону» со стороны Дудогло. После присоединение к экс-премьеру Дмитрию Брагишу.
Дальше Дудогло активно поддерживал избрание председателем социал-демократической партии Виктора Шелина. Однако Дудогло в самой Гагаузии «эсдеком» себя не позиционировал, называясь «независимым». А на местных выборах и вовсе «раскидал» свою команду по спискам разных партий – Клименко, Цуркана, Симы, Пассата.
Дошло до абсурда: от других партий выдвигались люди, занимавшие в СДПМ руководящие должности. Сейчас Николай Дудогло хоть и является членом национального совета СДПМ, (а его сестра Анна Харламенко – так и вовсе числится одним из вице-председателей партии) старается быть ближе к демпартии, с которой он уже порывал. Но собственный запасной вариант есть и у Николая Дудогло - не выгорит сотрудничество с демпартией, придется строить свою персональную партию «Единый Буджак».