СМИ: Гагаузия - единственный регион на посткоммунистическом пространстве, мирно вернувшийся в состав страны
14:54; 21 07 2015
0
1 625
Гагаузия - единственный регион на посткоммунистическом пространстве, начавший сецессию, но мирно вернувшийся в состав страны. Об этом в своей статье, опубликованной изданием «Коммерсант-Власть» сообщил кандидат политических наук, научный сотрудник Института международных исследований МГИМО(У) МИД России Алексей Токарев.
Эксперты рассмотрели восемь случаев сецессии на постсоветском пространстве: Чеченская Республика Ичкерия (ЧРИ), Нагорно-Карабахская Республика (НКР), Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), Республика Гагаузия (РГ), Республика Южная Осетия (РЮО), Республика Абхазия (РА), Республику Косово (РК) и Республику Сербская Краина (РСК).
На закате СССР и Югославии, элиты этих республик стали крайне негативно относиться к властям государств, в состав которых они входили, и, наоборот, ориентироваться на федеративные столицы.
Поводом для сецессий послужило стремление сохранить свой статус в рамках административных единиц более высокого уровня. Гагаузия, к примеру, хотела остаться в составе Советского союза, вопреки обратным процессам в Молдове.
Указанные политии вступали в военный конфликт с материнским государством, чаще всего связанный с взаимным неприятием титульной нации и проживающего на ограниченной территории этноса.
Так, в 1989 году будущий грузинский президент Гамсахурдия возглавил марш на Цхинвал, в 1990 году молдавский премьер Друк организовал поход вооруженных людей на Гагаузию, а в 1992-м молдавский президент Снегур инициировал боевые действия в Приднестровье. Тогда же в Абхазию вошли подразделения грузинской нацгвардии.
На данный момент все восемь рассматриваемых сецессий в целом завершены. Три из них - реинтеграцией в состав материнского государства. Две политии были реинтегрированы военным путем. И Гагаузия оказалась «единственной политией из всех начавших сецессию, реинтегрированной мирно», сообщает новостной портал Gagauzinfo.MD.
«В 1994-1995 годах автономный статус Гагаузии был закреплен Молдовой законодательно. Комрат с тех пор не приближался к той степени независимости, которой обладает Тирасполь. Основой спокойного существования Гагаузии является отсутствие резких движений Кишинева в сторону Бухареста. В случае потери Молдовой субъектности (весомая часть политического класса страны считает необходимым объединение с Румынией) гагаузские элиты подчеркивают собственное право решать судьбу автономии», - пишет издание «Коммерсант-Власть».
В случае с реинтеграцией Гагаузии Россия и Турция не вмешивались в процесс возвращения официальным Кишиневом контроля над политией на условиях автономии. Требования гагаузов о повышении статуса их территории внутри единого молдавского государства были удовлетворены.