«Самое гагаузское село, где берегут обычаи»: газета «АиФ» о Бешалме
09:59; 10 10 2017
0
5 682
Село Бешалма, Комратского района - «самое гагаузское, и в нем берегут обычаи», пишет газета «Аргументы и Факты».
Всем, кто своим ходом отправляется в Бешалму, что в 28 километрах от Комрата, приходится добираться пешком до села пару километров. Но мне повезло: по дороге подобрал бусик, что вёз продукты в сельмаг. «А вы в курсе, что едете в самое гагаузское село, где берегут обычаи?» — поинтересовался водитель.
Ещё бы не знать! 120 лет назад Валентин Александрович Мошков, ученый-этнограф, генерал-лейтенант в отставке, сотрудник Императорского Русского географического общества, координатор Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете волею случая открыл миру сокровище, затерянное в Буджакской степи.
Проходя службу в Польше, ученый собирал материал о малых народах, населявших Россию. В Варшавском военном округе познакомился с солдатами-гагаузами, которые обучили этнографа своему родному языку. Составив словарь гагаузского языка, он совершил несколько поездок в Бессарабию. В Бешалме Мошков так увлёкся поиском фольклорных жемчужин, что в 1895 году провел в селе несколько месяцев и на основе собранного материала написал труд «Гагаузы Бендерского уезда».
В этнографическом очерке ученый впервые подробно описал гагаузскую свадьбу и расшифровал символику старинных обрядов. Изучая гагаузскую свадьбу, он насчитал в ней более 300 (!) элементов и отметил, что богаче свадебных традиций, чем у гагаузов, он не встречал. Любопытно, что исследователь коснулся в описании даже деталей поведения невесты. Например, Мошков пишет, что «если парень полюбит девушку, то становится крайне ревнивым». Положение девушки в обществе становится щекотливым. Ей необходимо было быть очень осторожной в выражениях и поступках. Так, если девушка не заметит парня и случайно перейдёт ему дорогу, он думал, что она не только разлюбила его, но и потеряла к нему всякое уважение. Такой случай, как и многие другие, служил поводом для мщения молодого человека…
19 ТЫСЯЧ АРТЕФАКТОВ
53 года Бешалма питала и притягивала Дмитрия Карачобана — автора нескольких сборников прозы и поэзии, подвижника гагаузской культуры и языка, основавшего в 1966 году в родном селе музей истории, культуры и традиций гагаузского народа. Почти за полвека существования его фонд вырос с 2 до 19 тысяч единиц хранения. Среди уникальных экспонатов — старые свадебные фотографии, наряды жениха и невесты, украшения и, конечно, приданое: вышитые полотенца, покрывала, скатерти и т. д. Все эти артефакты оживают, когда посетителям показывают документальный фильм о гагаузских свадебных традициях, снятый создателем музея.
— Свадебные обряды Дмитрий Карачобан снимал в родном селе Бешалма и в соседнем Конгазе около пяти лет, — рассказывает Людмила МАРИН, директор Национального историко-этнографического музея им. Д. Карачобана, дочь писателя. — Эта документальная лента показывает весь цикл обрядов, которые проводятся за две недели до свадьбы, во время неё и после. Если родители по каким-то причинам не давали согласия на брак влюбленных, жених решался на крайние меры — похищал невесту. Честь девушки, переночевавшей вне дома, считалась безвозвратно утраченной. После похищения свадьбу не играли, и семья жениха-похитителя избавлялась от больших трат. Увы, такой «старт» семейной жизни веселья не предвещал… Хранящееся в музее полотно «Умыкание невесты» работы самого Карачобана посвящено этой теме. Трое парней волокут к телеге упирающуюся девушку. Её мать словно окаменела от горя, не в силах противостоять «грабителям»…
ПЛАТЬЕ «ОТ ПРИРОДЫ»
Захотелось выяснить: а что знает о гагаузских свадебных традициях молодежь села? Екатерина МОШ, и.о. директора местного теоретического лицея им. М. Кеся, приветливо встретила корреспондента. И тут выяснилось, что более десяти лет в школах автономии с первого по двенадцатый класс изучается предмет «История, культура и традиции гагаузского народа», где одна из тем посвящена свадебным обрядам. — Разговор о народных традициях не оставляет учеников равнодушными, — сказала Стефанида КЕСЯ, «школьный гагаузовед». — И для обсуждения свадебных обрядов урока всегда не хватает. И тут сразу новость! Оказывается, гагаузские бабушки шли под венец не в белом! Платье (точнее, сложный костюм) невесты имело оттенки трех цветов — земли, неба и зелени. Белые платья в Бешалме появились только в 70-х годах прошлого века. А вот без фаты (покрывала) не обходилась ни одна невеста. Считалось, что она оберегает новобрачную от злых духов и взглядов завистниц, чей дурной глаз мог навести порчу…
Интересуюсь, какая была свадьба у самой Стефаниды. — Мне исполнилось тогда 18 лет, а жених уже отслужил в армии, — улыбается она. — В семье росло шестеро детей, так что моё приданое не лежало в сундуке наготове. Но нашли выход: собрали овечью шерсть, очистили её, промыли, высушили, протеребили для стеганого одеяла. Набивали перьями подушки, а чтобы они не слежались, оставались пушистыми и воздушными, их готовили всего за пару недель до свадьбы. Помню, как ковры для моего приданого спешно ткала вся наша семья. Даже братья по очереди садились за станок. И хотя на дворе стоял трудный 90-й год, родители справили мне достойную свадьбу. Прежде не задумывалась, как им такое удалось. А теперь, когда у самой подрастают четверо детей, тема свадеб всё ближе.
…В лицее я попала на урок русского языка и литературы в 9-м классе. 24 старшеклассника согласились рассказать, какие они знают свадебные обряды и зачем, по их мнению, они существуют. Оказалось, не только девочки, но и мальчики неплохо в них разбираются: что-то узнали в школе, а что-то видели своими глазами на свадьбах родственников. Правда, мнения ребят относительно сохранения свадебных традиций разделились.
«Мне кажется, что свадебные обычаи существуют для того, чтобы молодожены знали, что семья создается непросто и придется пройти через разные испытания»,- утверждали одни.
«Большинство ритуалов устарело. Ведь их придумывали, чтобы молодые лучше узнали друг друга. Теперь парни и девушки задолго до свадьбы знакомятся», — посчитали другие.
А кто-то убежден, что народные обычаи не сохраняются потому, что люди пытаются быть в современном тренде, забывая о своих корнях…
Евдокия СОРОЧАНУ, доктор философских наук, старший научный сотрудник сектора «Этнология гагаузов» Института культурного наследия АНМ:
— Не зря говорят: если хочешь понять код народа, попытайся разгадать криптограмму его обрядов и обычаев. Ведь в них зашифрованы приметы жизни и поведения людей. «Человек один раз рождается, один раз женится и один раз умирает», — говорили наши предки. Свадьба, по народным представлениям, всегда являлась одним из трех важнейших этапов в жизни каждого человека. Её обязательно справляла каждая гагаузская семья — независимо от статуса и возможностей. Назначение свадьбы, как и всего цикла ритуалов, заключалось не в развлечении, как теперь принято считать. Весь длительный марафон с множеством разных деталей, входивших в тот или иной обряд, существовал для плавного «перехода» жениха и невесты в новую жизнь.
Увы, многие обычаи, которые передали нам предки, понемногу уходят. Но очень хочется, чтобы обряды гагаузских свадеб, словно удивительные послания из прошлого, хоть иногда проигрывались «живьём». Надеюсь, что в Гагаузии найдутся энтузиасты, которые организуют этнографические фестивали, где эти обряды будут ставиться в виде сценок, чтобы совсем не потерять такие ценные исторические, культурные эпизоды гагаузских свадеб…
КСТАТИ В гагаузских сёлах Гайдар, Джолтай и Томай до 90-х годов прошлого века (а кое-где и в двухтысячных) сохранялась традиция сватовства со всеми составляющими. Например, дюнюр (dünür), когда две-три пары родственников жениха приходили в дом невесты просить её руки у родителей, или аннашмак (annaşmak) — субботний вечер-застолье родственников жениха и невесты в доме у невесты, где оговаривались день и подробности свадьбы.
Сваты приходили со своим угощением, и, если договаривались, накрывался стол, начиналось веселье. Воскресным утром из дома невесты в знак её согласия выносилась богато украшенная года (goda), в которой находился подарок для жениха. Года передавалась будущему деверю, который под музыку нёс её до дому и передавал жениху за выкуп. Этот обычай и сейчас существует, но он очень упрощён.