|
(ИНТЕРВЬЮ) Иван Комур: НСГ «тормозит» работу Центризбиркома Гагаузии |
|
Председатель ЦИК Гагаузии – о скандальном решении депутатов Народного собрания об отзыве членов избирательного органа и о проблемах организации деятельности Центральной избирательной комиссии.
В повестке дня заседания Народного собрания от 10 ноября, значился вопрос «О повышении эффективной деятельности Центральной избирательной комиссии Гагаузии». До обсуждения реальных проблем, с которыми сталкивается избирательный орган, дело, впрочем, не дошло.
Раскритиковав деятельность Центральной избирательной комиссии Гагаузии, которая избрала их самих, депутаты отозвали членов ЦИК Гагаузии, избранных от Народного собрания Гагаузии, и порекомендовали судебным инстанциям и Исполкому Гагаузии сделать то же самое. При этом мнения самих членов ЦИК Гагаузии никто не спрашивал. Его главе Ивану Комур слова не предоставили.
Журналисты новостного портала Gagauzinfo.MD решили поговорить с Иваном Комур, чтобы узнать его мнение об этом решении Народного собрания и о том, что нужно сделать для того, чтобы действительно «повысить эффективную деятельность ЦИК Гагаузии».
ЧЛЕНЫ ЦИК ГАГАУЗИИ – «НАХОДЯТСЯ НА СВОЕМ МЕСТЕ»
- Иван Петрович, все мы видели, как депутаты Народного собрания рассматривали вопрос деятельности ЦИК. Как бы вы это прокомментировали?
- Этот вопрос был включен в повестку дня, но мнения Центральной избирательной комиссии Гагаузии предварительно никто не узнавал. Давайте вспомним, как звучал вопрос в повестке дня – «О повышении эффективной деятельности Центральной избирательной комиссии Гагаузии». То есть, этот вопрос автоматически означал утверждение мер по улучшению деятельности Центральной избирательной комиссии. И в моем понимании, этот вопрос является действительно очень важным. Действующее законодательство, международная практика предъявляют высокие требования к избирательным органам и выборным процессам. Следовательно, с точки зрения прозрачности принятия решений, соблюдения действующего законодательства и ответственного подхода в решении проблем, перед включением в повестку этого вопроса, обоснованно было бы вынесение его на публичные слушания, рассмотрение в специальных комиссиях НСГ, с приглашением и заслушиванием на них членов ЦИК, в том числе тех в отношении кого рассматривается вопрос об отзыве. Все согласны с тем, что необходимо повысить эффективность всех органов публичного управления, в том числе и НСГ, и ЦИК Гагаузии. Отстранение грамотных, компетентных, ответственных работников, не приведет к повышению эффективности ЦИК. Поэтому считаю отстранение членов ЦИК не законным, нелогичным и более того в будущем вызовет недоверие, как избирателей, так и наших международных партнеров.
К сожалению, Народное собрание начало решать кадровые вопросы, без какого-либо детального анализа необходимости такого шага.
Возьмем, к примеру, членов ЦИК, представляющих судебные инстанции. Это очень грамотные юристы, работники избирательной сферы. То же самое касается представителей Народного собрания – они прошли не одну выборную кампанию, не вовлечены в политические игры, абсолютно независимые, компетентные работники, которые, что называется, находятся на своем месте.
Кроме того, хочу обратить внимание общественности и на другой факт. Депутаты проголосовали за отзыв своих представителей из ЦИК. А в постановлении, которое мы получили на руки, вместо формулировки «отзыв» значится «отстранение от должности». В этом плане необходимо оценка компетентных органов – это фальсификация или нет.
ПЕРВЫЙ БЛИН – НЕ КОМОМ
- Центральная избирательная комиссия Гагаузии, которая работает на постоянной основе, была создана немногим более года назад. Как проходило становление избирательного органа, с какими сложностями вам приходилось сталкиваться?
- ЦИК Гагаузии – действительно, самое молодое публичное учреждение, созданное в Гагаузии. Оно проработало несколько больше года, и провело только одну избирательную кампанию. В каких условиях шла работа на протяжении этого года – тоже всем известно. В течение полугода с момента своего создания, у ЦИКа не было финансирования. Уже стартовала избирательная кампания, а финансирование избирательного органа было утверждено за считанные недели до процедуры голосования.
Понятно, что за столь короткий срок без должного финансирования мы никак не могли своевременно решить имеющиеся проблемы. В таких условиях любому составу Центральной избирательной комиссии было бы очень и очень сложно работать.
Тем не менее, мы полностью уложились в сроки, не допустили нарушения избирательного законодательства. И все международные и национальные наблюдатели признали, что выборы были организованы в рамках действующего законодательства. Это же признали и судебные инстанции, которые утвердили результаты выборов и признали мандаты 34 депутатов. Это те факты, которые доказывают функциональность и компетентность ЦИК и опровергают заявления некоторых депутатов НСГ.
- Но были и сложные моменты, которые решить не удалось. К примеру, несостоявшиеся выборы в Вулканештах.
- Конечно, это проблема. Но нужно понимать, что за явку избирателей к урнам для голосования отвечает не только Центральная избирательная комиссия, но и все стороны, которые вовлечены в избирательный процесс. Это окружной избирательный совет, участковые избирательные бюро, и сами политические силы, конкуренты на выборах. В качестве примера показательна ситуация с референдумом по отставке примара муниципия Кишинев.
За это время ЦИК столкнулся с рядом и других проблем. Это несовершенная законодательная база, недостаточное техническое оснащение ЦИК, недостаточная деятельность местных органов власти, не качественные списки избирателей. Потому я не вижу оснований для отзыва членов Центральной избирательной комиссии Гагаузии. Считаю, что весь состав ЦИКа отработал эту кампанию эффективно и качественно.
«НСГ НЕ ВПРАВЕ ДАВАТЬ НАМ ОЦЕНКУ»
- Тем не менее, Народное собрание признало работу ЦИК Гагаузии неудовлетворительной.
- Считаю это абсолютно неуместным. И вот почему - у Народного собрания попросту нет полномочий по признанию результатов выборов. Это полномочия судебных инстанций. Если же идти по этой логике и признавать, что выборная кампания была неудовлетворительной, получается, что и нынешние депутаты – незаконно избранные.
В этом контексте необходимо отметить самое важное, которое вытекает из принципов, по которым действуют избирательные органы во всех демократических государствах. Центральная избирательная комиссия Гагаузии является коллегиальным и независимым органом, без нахождения в чьей-либо подвластности или подчиненности. Следовательно, давать оценку деятельности избирательного органа НСГ, особенно после утверждения результатов выборов и признания их законности проведения судебными инстанциями, является нарушением компетенции и превышением полномочий.
В случае смены состава избирательного органа – в лучшую сторону ничего не поменяется. Если мы уже прошли одну избирательную кампанию и имеем определенные наработки и опыт работы в прежние годы, когда ЦИК еще не работал на постоянной основе, то у нового состава ЦИК такого опыта не будет. Люди, которые никогда не работали избирательной сфере, просто не будут иметь и понятия, с чего начинать.
- На заседании говорилось о том, что один из членов ЦИК, представляющий судебные инстанции, подал прошение об отставке.
- Официально об этом я узнал только на заседании Народного собрания Гагаузии. В адрес ЦИК никаких заявлений не поступало.
Я был приглашен на заседание НСГ его председателем, и намеревался озвучить свое мнение и мнение всех членов ЦИК, о том, что нужно сделать для повышения эффективной деятельности избирательного органа.
«НАМ НУЖНА СИСТЕМНАЯ РАБОТА»
- ЧТО ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ?
- Центральная избирательная комиссия Гагаузии должна исполнять свои обязанности и принимать решения без влияния на нее или контроля со стороны правительственных учреждений, политических партий или третьих организаций, и следовать таким принципам как: независимость, беспристрастность, прозрачность, ответственность, профессионализм, доверие, отзывчивость, инновации, ориентированность к гражданину и т.д.
Следовательно, нам необходим Стратегический план Центральной избирательной комиссии Гагаузии с помощью, которого Центральной избирательной комиссии Гагаузии будут установлены определенные приоритеты для выполнения своей миссии.
Например, у нас до сих пор не решен вопрос с реестром избирателей. Дело в том, что это требует достаточно серьезных финансовых вложений, решения множества проблем организационного и технического характера, гармонизации законодательно-нормативной базы. Надеюсь, при утверждении бюджета Центральной избирательной комиссии на будущий год Народное собрание учтет этот момент. Реестр избирателей повысит эффективность контроля законности и гласности избирательного процесса, даст возможность автоматизации процессов составления списка избирателей, подготовки, проведения, подведения итогов выборов.
Нужно взвешенно обдумать и найти решение того, как не допустить двойного голосования, как охватить избирателей, находящихся вне населенного пункта и за границей, как и на какие средства вести кампанию по обеспечению осознанного голосования, по информированию избирателей об их правах и обязанностях, о предстоящих выборах. В этом плане сама Центральная избирательная комиссия Гагаузии без консолидированного подхода не справится.
Важный элемент – избирательные списки. Кто должен участвовать в выборах, данные о явке… Одномандатная система, которая есть у нас, в Гагаузии, предполагает самые высокие требования к спискам избирателей. По этой причине подходить к данному вопросу несерьезно – абсолютно неправильно и даже кощунственно.
Настаиваем на развитии и поддержании инфраструктуры избирательных участков, а также на оснащении их логистическим оборудованием для повышения уровня доступа всех категорий избирателей к избирательному процессу.
НСГ «ТОРМОЗИТ» РАБОТУ ЦИК ГАГАУЗИИ
- А с Народным собранием вы не ведете диалог по этим вопросам?
- При предоставлении отчета ЦИК НСГ одновременно были подняты и эти проблемные вопросы. По окончанию выборных процессов по проведению выборов в НСГ, как и планировалось, продолжилась работа по налаживанию конструктивной работы со всеми участниками избирательных процессов. Однако с НСГ сложилась не совсем плодотворная работа.
В этом плане есть еще очень большой пласт работы. Но действия Народного собрания, к сожалению, «тормозят» работу Центральной избирательной комиссии, дискредитируют ее. Перед выборами это однозначно будет иметь негативный эффект. Ведь согласно Конституции воля народа, а не выгода узкого круга лиц, является основой государственной власти.
СПРАВКА НОВОСТНОГО ПОРТАЛА GAGAUZINFO.MD:
Летом 2015 года депутаты Народного собрания Гагаузии утвердили проект Избирательного кодекса Гагаузии, по которому в автономии должна была начать функционирование постоянно действующая Центральная избирательная комиссия. До этого на каждые выборы – Народного собрания и Башкана Гагаузии – формировался новый ЦИК.
Центральная избирательная комиссия Гагаузии состоит из девяти членов. По три кандидатуры, согласно закона, выдвигают Исполком, Народное собрание и судебные инстанции. Состав структуры избирается сроком на пять лет.
Избирательный кодекс Гагаузии предусматривает, что в своей деятельности ЦИК руководствуется Конституцией Республики Молдова, Уложением Гагаузии, законом об особом правом статусе автономии, избирательным кодексом Гагаузии и утвержденным данной комиссией регламентом.
НЫНЕШНИЙ СОСТАВ ЦИК ГАГАУЗИИ:
От Народного собрания:
1. Елена Казанжи 2. Марина Кройтор 3. Илья Чолак
От Исполкома Гагаузии:
1. Валентин Кара 2. Елена Димитрогло 3. Иван Комур
От судебных инстанций:
1. Анна Михальчук 2. Игорь Извеков 3. Светлана Миронова
Присягу члены ЦИК приняли 22 декабря 2015 года, и два дня спустя избрали руководство. Председателем избирательного органа стал Иван Комур, заместителем – Марина Кройтор, и секретарем – Елена Димитрогло.
Подписывайтесь на наши новостные ленты в социальных сетях - в facebook, одноклассниках, вконтакте, twitter и instagram
Читайте также по этой теме:
|
|
|
|
|
Топовые новости
|
|
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.
|