Эксперт о рабочей группе парламента и НСГ: Кишинев «имитирует» диалог с Гагаузией
10:10; 19 12 2017
0
1 434
Официальный Кишинев посредством деятельности рабочей группы парламента и Народного собрания «имитирует» диалог с Гагаузией, заявил в своей статье для «Пилигрим-Демо» политический аналитик Вячеслав Крачун.
Он отметил, что с марта 2014 года парламент создал две рабочие группы, которые должны были «решать проблему функциональности Гагаузской автономии». Дело в том, что несмотря на принятие закона об особом правовом статусе Гагаузии, «на практике, однако, работающего правового механизма не получилось».
«Главный изъян состоит в том, что полномочия, прописанные в законе 1994 года, не получили конституционного закрепления. Статья в Конституции, посвящённая Гагаузии, лишь констатирует наличие в составе РМ административно-территориальной единицы с особым правовым статусом в лице Гагаузии, но не раскрывает детально, в чём состоят её полномочия. […] Закон об особом правовом статусе Гагаузии является органическим законом, но за последние двадцать с лишним лет в Молдове было принято множество органических законов, которые не учитывали полномочия Гагаузии. А согласно установленным принципам, в случае существования двух и более законов, регулирующих те или иные правовые отношения, приоритет по силе остаётся за законом, который был принят последним. Это привело к тому, что все попытки Гагаузии защитить свои интересы со ссылкой на Закон об особом правовом статусе, с юридической точки зрения, оказались бесперспективны», - отметил аналитик.
По его словам, «в Кишинёве сложившейся ситуацией активно пользуются и, время от времени, забирают у региона какую-нибудь компетенцию через суд».
«Достаточно оспорить любую из статей Уложения или Закона «Об особом правовом статусе» в суде первой инстанции, параллельно сделав запрос в Конституционный суд на предмет соответствия этой статьи Основному закону РМ. КС выносит решение и – вуаля! – у Гагаузии одним полномочием меньше», - подчеркнул Вячеслав Крачун.
«При учреждении обеих рабочих групп, молдавские депутаты, по крайней мере, признают, что Гагаузия, как автономия, не работает», но при этом, «поиск решения по обеспечению функциональности Гагауз Ери происходит при условии незыблемости действующей конституции, что вызывает вопрос относительно реальности выполнения объявленной миссии».
Первая рабочая группа «ничем особым не запомнилась», поскольку до своего расформирования депутаты успели принять лишь несколько решений и разработать один законопроект, «судьба которого осталась неизвестной»
Вторая рабочая группа приняла лишь 24 решения, около трети которых - организационные вопросы (утверждение регламента, образца бланка и пр.), и ещё почти 40 процентов — всевозможные обращения и рекомендации, адресованные различным министерствам и ведомствам. Рабгруппа приняла лишь три законопроекта, которые, впрочем, были полностью видоизменены в парламентских комиссиях, приняты парламентом, но не промульгированы президентом. Из-за этого они вернулись «на доработку в рабочую группу».
Все это приводит Вячеслава Крачун к выводу, что «пока деятельность рабочей группы в её нынешнем виде похожа на имитацию диалога с Гагаузией», сообщает новостной портал Gagauzinfo.MD.
«Весь вопрос в том, заинтересован ли Кишинёв в более плодотворном формате, или такая имитация является сознательным шагом?», - заключил аналитик.
В состав рабочей группы парламента и НСГ входят депутаты двух законодательных органов, в равном количестве. Сопредседателями нынешней группы являются Георгий Лейчу (с гагаузской стороны) и Елена Бакалу (со стороны парламента Молдовы).