Взгляд Георгия Табунщика: Некоторые вопросы становления и развития Гагаузии
09:08; 8 08 2012
22
3 972
На днях в одном из информационно-аналитических порталов была опубликована статья бывшего башкана Гагаузии Георгия Табунщика относительно некоторых аспектов становления и развития автономии. Редакция Gagauzinfo.MD публикует материал без изменений.
Определенными кругами продолжаются попытки фальсификации современной истории Гагаузии. В этой связи, считаю необходимым рассмотреть в этой статье и высказать свое мнение по кругу вопросов, которые наиболее часто подвергаются целенаправленному искажению, извращенному толкованию.
В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия, когда перестройка обернулась разрушением Советского союза – нашей общей бывшей великой Родины, в Молдове (как и в большинстве бывших советских республик) возобладал крайний национализм.
В этих условиях создание гагаузской автономии было основной возможностью для сохранения гагаузами своей этнической идентичности, своей культуры, языка, самобытности.
Сложный и трудный процесс приобретения права на создание гагаузской автономии, фомирование своей государственности возглавили С.Булгар, Д.Савостин, П.Фазлы, А.Буюклы, М.Маруневич, М.Кендигелян, С.Топал, К.Кывыржик, Ф.Терзи, К.Таушанжи, И.Кристиогло, Д.Константинов, Н.Димитрогло, Л.Добров, И.Бургуджи, И.Чебан, С.Курогло, Ф.Маринов, Д.Новак, И.Каракаш и др. Заслуги этих людей и многих других подвижников неоспоримы, они вписали свои имена в историю гагаузского народа.
Как известно, в декабре 1994 года парламентом Молдовы был принят Закон о Гагаузской автономии, что стало выдающимся примером цивилизованного решения межэтнических проблем. У меня не было никаких намерений баллотироваться на должность главы (башкана) Гагаузии. Однако, в феврале-марте 1995 года ко мне начали поступать многочисленные просьбы и предложения принять участие в выборах руководителя автономии.
После длительных раздумий я дал согласие. М.Кендигелян, С.Топал и некоторые другие резко отрицательно восприняли это решение. На пост башкана баллотировались, также, С.Топал, М.Кендигелян и Д.Кроитор.
После выборов (башкана и депутатов Н.С.Г.) мои оппоненты на выборах затаили обиду, считая, что только они имели право возглавить Гагаузию, стать ее первыми руководителями, перешли в жесткую оппозицию и, к сожалению, делали все возможное, чтобы помешать созидательным процессам в автономии.
Впервые 4 года (1995-1999 годов) мы встретились с огромными, подчас непреодолимыми трудностями. Во-первых, значительная часть высших государственных чиновников в парламенте, правительстве и окружении президента не восприняли Гагаузию и, соответственно поступали. (Известны неоднократные их попытки подвергнуть ревизии Закон о Гагаузии и другие антигагаузские решения и действия.)
Во-вторых, Гагаузия начала формироваться в условиях тяжелого экономического кризиса и сложнейшей социально-политической обстановки. Достаточно сказать, что на 1 января 1996 года кредиторские долги региона составляли 288 миллионов леев, заработная плата бюджетникам и пенсии пенсионерам не выплачивались по 4-5 месяцев, а бойцам батальона «Буджак» - до 8 месяцев. Большинство крупных предприятий не работали или их мощности были задействованы лишь на 15-20%.
Социально-экономическая напряженность в обществе была на пределе, за которым мог последовать социальный взрыв.
Объединенными усилиями руководства Гагаузии (башкана, Народного собрания, исполкома) и всего нашего народа удалось в 1995-1999 годах сформировать Гагаузию, обеспечить ее политическое, юридическое и территориальное становление и начать экономическое и социальное возрождение края.
В отличии от остальной части Молдовы, используя права в соответствии с Законом о Гагаузии, мы проводили в пределах своей компетенции самостоятельную в интересах большинства населения политику.
Был сохранен весь производственно- экономический потенциал, Гагаузия была единственным в Молдове регионом, куда не была допущена разрушительная программа «Пэмынт». По уровню инвестиций уже в 1998 года автономия в 4 раза превосходила среднереспубликанский показатель, уступая лишь муниципия Кишинев.
Достижения, успехи и проблемы первых четырех лет развития Гагаузии достаточно освещены. Здесь можно сказать, наверное, лишь о том, что в 1995-1999 годов в Гагаузии была заложена надежная основа для качественно нового уровня развития и повышения благосостояния людей.
Я неоднократно давал позитивную оценку деятельности президентов М.Снегура, П.Лучинского и В.Воронина, с которыми мне довелось работать в ранге башкана Гагаузии. Было бы несправедливо и необъективно недооценивать роль Молдавского государства и его первых лиц в вопросах формирования и развития Гагаузии.
Здесь же хочу отметить, что в 1999 годах Гагаузия своим отличным от страны экономическим и социальным курсом развития являлась «нехорошим» примером для других регионов страны. Именно стремление изменить осуществляемую регионом политику, нивелировать с остальной страной, заставить идти проводимым Молдовой курсом ущербных крайних либерально-рыночных реформ, объединило в 1999 годах против руководства Гагаузии все политические силы Кишинева. П.Лучинский и Д.Дьяков (в 1999 годах председатель парламента Молдовы) были инициаторами выдвижения на должность башкана Д.Кройтора и П. Сары. Партия коммунистов Республики Молдова выдвинула И.Стамат. Кандидатами в башканы стали, также, М.Кендигелян и К.Таушанжи.
Кишиневом в 1999 году был использован огромный административный, медийный и финансовый ресурс. По Гагаузии ежедневно колесили десятки кишиневских машин, республиканское телевидение и газеты соревновались в различного рода измышлениях, мои оппоненты стали на путь подлой наглой клеветы, лжи и обмана. Думаю, историки проведут исследования и напишут еще об этом периоде.
В результате всей этой предвыборной вакханалии башканом в сентябре 1999 году был избран Д.Кройтор. Осознавая, что выборы в Гагаузии нечестные, сфальсифицированные и, в силу этого, нелегитимные и могут быть оспорены мной и не восприняты населением региона, руководство страны поручило министерству внутренних дел привести в готовность определенные полицейские силы. Тогдашнее руководство Молдовы мерило, наверное, все и всех на свой аршин. Хотя были все основания, я не стал обращаться в судебные инстанции и, чтобы успокоить обстановку, не подвергать сомнениям идею создания Гагаузской автономии, выступил по телевидению с коротким обращением к населению, поблагодарил за совместную работу по созданию Гагаузии, пожелал успехов новому руководству и уехал из региона.
Сразу после выборов Д.Кройтор и М.Кендигелян, в попытках во чтобы-то ни стало дискредитировать первое руководство автономии, не сомневаясь, что будут выявлены «злоупотребления», о которых они в выборный период в августе-сентябре 1999 года клеветнически вещали на всех перекрестках, инициировали проверку Счетной Палатой Молдовы использования турецкого кредита при строительстве Комратского и Чадыр-Лунгского водоводов. Счетная Палата проверила и ничего негативного не выявила. Недовольные Дьяков, Кройтор и Кендигелян организовали повторную проверку. По результатам проверки Счетная Палата Молдовы официально констатировала: «При реализации Проекта обеспечения питьевой водой южных районов Республики Молдова проделана существенная работа по использованию кредитных ресурсов. Обеспечив ряд субподрядчиков республики объемами работ, в этом периоде созданы более 400 рабочих мест, строительство объекта «Чок-Майданский водозабор г.Комрат» осуществлено в течении 6 месяцев вместо 17 месяцев, предусмотренных проектом» (Моnitorul Oficial, май 2002 год). После опубликования постановления Счетной Палаты эти господа вынуждены были на время замолкнуть.
Итог же деятельности Д.Кройтора, М.Кендигеляна и Ко. оказался плачевным, подтвердились самые худшие опасения. В 2000-2002 годах, за 2,5 - 3 года в Гагаузии был практически разрушен весь производственно- экономический потенциал.
Несмотря на клятвенные заверения не допустить развала коллективных агрохозяйств, программа «Пэмынт» прочно обосновалась в Гагаузии. Землю делят между крестьянами по клочкам в 1,5-2 гектара. На месте крупных агрохозяйств появляются многочисленные общества с ограниченной ответственностью (ООО). Начинается передел собственности. В результате «пэмынтизации» произошло значительное сокращение производства всех (кроме винограда) с/х культур, а производство табака уменьшилось почти в 2 раза. Практически ликвидировано животноводство: производство и реализация его продукции сократились в 4–5 раз.
Выявленные Счетной палатой Молдовы (постановления №74 от 02.08.2001 г. и №91 от 19.10.2001г.) и Счетной Палатой Гагаузии факты нарушений использования бюджетных денег и гуманитарной турецкой помощи долгое время скрывались от населения и от самих депутатов Народного Собрания и были рассмотрены парламентом автономии лишь 31 января 2002г.. Понимая, что придется отвечать за содеянное, прежние руководители Гагаузии пошли на дестабилизацию политической обстановки, разрыв отношений с Кишиневом, в сентябре 2001г. на сессии Народного Собрания принимается 2 обструкционистских постановления, а в ноябре проводится нелегитимный, так называемый, съезд гагаузского народа, где политику конфронтации с Кишиневом пытаются сделать необратимой. В ход были пущены лозунги типа «Гагаузия в опасности», «Вооруженные силы и техника Молдовы окружили Гагаузию», «Патриоты Гагаузии – на защиту Родины» и т.п.. Вновь бетонные блоки появились у въезда в регион.
Только благодаря парламенту автономии и руководству страны удалось избежать худшего варианта развития событий на юге – военного противостояния. Неоднократно М.Формузал, М.Кендигелян, С.Топал, Д.Кройтор и ряд республиканских изданий («Молдавские ведомости», «Коммерсант плюс», «Ника-пресс», «Ольвия пресс», «Регнум»…) преподносили и преподносят события 2002г., как некий коммунистический переворот, якобы, законно избранная власть была насильственно смещена. В действительности, Народное Собрание Гагаузии, рассмотрев политическую, экономическую и социальную обстановку в автономии освободило М.Кендигяляна от должности председателя Народного Собрания и отстранила Д.Кройтора от должности башкана и в соответствии с Уложением Гагаузии назначило по этому вопросу всенародный референдум.
Понимая, что итоги референдума будут для них негативными, Кройтор и Кендигелян сорвали его проведение: большинство избирательных участков было разгромлено созданными ими отрядами боевиков. Все же в ряде населенных пунктов референдум удалось провести.
Из принявших участие в референдуме 90,8% высказались за освобождение Кройтора от должности башкана(главы) Гагаузии, а в населенных пунктах Вулканешты, Баурчи, Копчак, Карболия, где более 50% приняло участие в референдуме – более 94%. Народ сказал решительное «нет» деструктивной тогдашней власти.
Чтобы избежать дискредитации не окрепшей еще Гагаузской автономии уголовное преследование Кройтора, Кендигеляна и Ко было прекращено.
В 2002-2006г.г. нам (башкану, Народному Собранию и Исполкому Гагаузии) совместно с руководством страны удалось, в основном, преодолеть отрицательные последствия кройторско-кендигеляновского периода и обеспечить впечатляющее развитие автономии.
Об этом, также, достаточно информации. Здесь можно лишь, наверное, упомянуть, что в эти 4 года было обеспечено реальное экономическое развитие: в промышленности и строительстве были созданы более 3000 рабочих мест; в сельском хозяйстве началось возрождение крупнотоварнрго производства, были созданы 8 машинно-технологических станций, посажены тысячи гектаров новых виноградников и садов; Гагаузия первой в Молдове завершила газификацию, в июле 2006г. был проведен первый Всемирный Конгресс гагаузов и т.д..
Однако в декабре 2006г. башканом Гагаузии был избран М.Формузал.
Как высказался тогда президент В.Н.Воронин: «Гагаузия сама себя подстрелила на взлете». Определение, очевидно, верное, только решающий вклад в это внес Кишинев. Против действующего руководства Гагаузии на выборах 2006г. объединились Лупу, Дьяков, Урекян, Андронник, Клименко, Крылов…
Против работали послы некоторых иностранных государств и Тирасполь. Что объединило эти силы? – об этом, наверное, отдельный разговор.
Сегодняшнее положение в Гагаузии известно: деградирует экономика – только один пример: собственные доходы (то, что аккумулируется в автономии) в 2011г. составили 113,8 млн. лей по сравнению с 114,8 млн. лей в 2006г., и уменьшились с учетом индекса инфляции (2006-2011г.г.) на 30 млн. лей или 25%. Растет безработица, исход людей из региона достиг критической величины. Были допущены большие нарушения и злоупотребления в расходовании бюджетных средств и использовании гуманитарного топлива, полученного на этот раз из России, по которым возбуждены уголовные и административные дела. Выявлены, также, нарушения и злоупотребления в использовании российского гуманитарного зерна и гранта и кредита европейского банка.
В автономии, вместо конструктивной работы по решению социально- экономических вопросов, наблюдается имитация бурной деятельности – проведено бесчетное количество, так называемых, международных конференций, семинаров, круглых столов и т. п.; вместо консолидации общества – интриги, склоки, постоянные безответственные заявления.
Нынешняя власть оказалась несостоятельной и не смогла даже создать необходимые условия для проведения в соответствии с законодательством выборов депутатов Народного Собрания Гагаузии.
Большей дискредитации Гагаузской автономии даже представить, видимо, невозможно. М.Формузал, М.Кендигелян, С.Топал, выступают в режиме «нон-стоп» с жесткой критикой проводимой в 1995-1999г.г. и 2002-2006г.г. политики.
В адрес исполнительной и законодательной власти (в период 1995 – 1999 и 2002 – 2006 годов) ими выдвигается обвинение, что построена «не та» Гагаузия, что Гагаузию и гагаузов и раннее и теперь ущемляют и унижают, что необходимы: некая «полная самостоятельность», «восстановление исторической справедливости» и т. д.. Особенно усиливается возня вокруг автономного статуса Гагаузии, когда регион сталкивается по вине этих же господ с экономическими и социальными проблемами.
В этой связи, еще раз хочу подчеркнуть, что в 1995 -1999г.г. Гагаузская автономия была создана в строгом соответствии с Законом о Гагаузии. Созданная в Молдове Гагаузская автономия, как форма самоопределения гагаузского народа, может в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы политического, экономического и культурного развития всего населения Гагаузии.
Те права, полномочия, которыми автономия сегодня обладает, являются достаточными для полноценного развития нашего народа. По общему признанию – это крупное достижение для Гагаузии и Молдовы в целом, и этим мы можем гордиться и должны ценить.
К сожалению, г-да Формузал, Кендигелян, Топал, ориентированы на нечто прямо противоположное. (Напомню, что С.Топал и М.Кендигелян все зти годы являются активными политиками: в 1995г. С.Топал и М.Кендигелян баллотировались на должность башкана Гагаузии, в 1999г. М. Кендигелян вновь претендент в башканы, в 2002г. – претендент уже С.Топал. В 2000 -2002г.г. – М.Кендигелян председатель Народного Собрания Гагаузии, С.Топал – советник башкана, затем: с 2005г. они советники Н.Дудогло, с 2007г. – советники М.Формузала.) В концентрированном виде их идеология выражена в книге Кендигеляна(2009г.). и, особенно, в послании М.Формузала к народу (2010г). Это послание не только безграмотное теоретизирование об этническом и историческом путях гагаузов, но своеобразный националистический «манифест», реализация положений которого (вкупе с идеями Кендигеляна) может превратить Гагаузию в очаг постоянного политического напряжения, привести наш народ к беде, что неприемлемо и недопустимо.
Политическое развитие Гагаузии может быть обеспечено не путем конфронтации, а через участие автономии в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, способствование объединению Молдавского государства, полноправным субъектом которого она должна стать. Эффективное экономическое и социальное развитие должно стать приоритетом. Иллюзий не должно быть никаких – без реального экономического развития, обеспечения самодостаточности Гагаузии невозможно успешное решение вопросов культурного и духовного развития нашего народа.
Обращает на себя внимание и требует, считаю, серьезного осмысления и необходимых выводов тот факт, что эти и некоторые другие господа, как правило, объединяются с политическими силами в Кишиневе, которые устремлены на объединение с соседним государством, являются противниками Гагаузской автономии и чьими усилиями сегодня, в частности, развернута позорная «война» с историей народа, историей государства, нещадно эксплуатируется языковый вопрос, противопоставляя народы Молдовы друг другу.
Гагаузия должна выработать в себе иммунитет от попыток насаждения чуждых нашему народу ценностей, построить надежный заслон от проникновения во власть носителей и сторонников подобных идей. А силы для этого есть – это наша интеллигенция, молодежь и старшее поколение, наши священнослужители, большинство нашего народа.
Одновременно следует сказать и о том, что гагаузы веками жили на этой земле в мире и согласии с молдавским и другими народами и Гагаузия кровно заинтересована в сохранении и развитии Молдавского государства, проводящего внутреннюю и внешнюю политику в интересах большинства населения страны, и никогда не согласится, как, очевидно, и другие народы, с утратой Молдовой своего суверенитета.
Георгий Табунщик Глава (Башкан) Гагаузии в 1995-1999 гг., 2002-2006 гг.
Справка: Георгий Табунщик был дважды избран башканом Гагаузии, в 1995 и 2002 годах.