На прошлой неделе парламент Республики Молдова присвоил муниципию Бельцы статус административно-территориальной единицы II уровня. Таким образом, статус Бельц приравнен к статусу Кишинева и Гагаузии. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении 26 октября. За него единогласно проголосовали все присутствующие в зале парламентарии.
В частности, законопроект предусматривает, что государственное управление в Бельцах осуществляется муниципальным советом, сельскими советами в качестве правомочных органов власти, а также примаром Бельц и примарами сел в качестве исполнительных органов власти. Бельцкий муниципальный совет может собираться на внеочередные заседания в случае безотлагательных проблем или столько раз, сколько необходимо, по инициативе примара муниципия или по письменному требованию не менее чем одной трети избранных советников.
Нынешняя система административно-территориального устройства Республики Молдова предполагает деление территорий на единицы первого и второго уровня. К первому уровню, в соответствии с законом о местном публичном управлении, относятся села (коммуны), города (муниципии). К территориальным единицам второго уровня национальное законодательство отводит районы, муниципий Кишинев, а также автономно-территориальное образование Гагаузия.
Несмотря на внушительные размеры, численность населения, промышленный потенциал и статус муниципия, с 2001 года город Бельцы относился к территориальным единицам первого уровня, из-за чего был лишен довольно важных полномочий.
Несбывшийся референдум
Власти Бельц потребовали финансовую автономию еще летом этого года. В июле местным советом в городе был инициирован референдум о расширении автономии местных властей. В ходе референдума, назначенного на 9 сентября, жители Бельц должны были ответить «хотят ли они расширения автономии муниципия Бельцы в составе Республики Молдова».
Принятый городскими советниками документ касался расширения полномочий местной администрации по кадровым назначениям и финансировании нужд города. В ходе дискуссий городских советников звучал тезис, что право на инициирование референдума регламентировано Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной парламентом в 1997 году, а также конституцией Молдовы, законом о местном публичном управлении и кодексом о выборах.
Однако намерение местных властей о консультации с общественностью превратилось в скандал республиканского масштаба. Премьер-министр Владимир Филат негативно воспринял инициативу бельчан, и даже поручил Службе информации и безопасности, Генеральной прокуратуре и министерству внутренних дел расследовать случай нарушения норм законодательства властями города. В одном из интервью председатель правительства заявил, что инициатива о проведении подобного референдума является «политической акцией по подрыву Конституции и институтов государства и что она не имеет ничего общего с полномочиями совета».
Тем не менее, уже в ближайшее время после этих событий, заседание молдавского правительства состоялось в Бельцах, где членами кабинета министров было приятно решение о предоставлении Бельцам соответствующего статуса.
Децентрализация назрела
Процесс децентрализации местной власти, широко анонсированной с приходом к власти Альянса «За европейскую интеграцию», явно требует существенного анализа и реформирования.
Ранее правительство предлагало укрупнение коммун и упразднение несостоятельных примэрий. Предполагалось, что населенные пункты численностью в менее полторы тысячи жителей, не заслуживают собственной администрации и дотаций на ее содержание. В частности, укрупнение касалось не только сельской местности, но и районного уровня. Так, в прошлом году из административного центра тараклийского района представительства некоторых государственных предприятий были переведены в Кагул.
Кстати говоря, определенную конфронтацию с кишиневскими властями почувствовали на себе не только жители Бельц, но и тараклийского района, напрочь отказавшиеся оптимизировать малоукомплектованные учебные заведения.
Летом нынешнего года после событий в Бельцах определенную автономию потребовали также и власти Сорок. Вывод один – так называемая децентрализация и рациональное распределение финансов не дают никаких плодов.
Место для Гагаузии
Руководители районных администраций республики зачастую завидуют положению дел в Гагаузии. Им импонирует статус региона, дающий ей некоторые преимущества в политической и внешнеэкономической сферах. Но на самом деле закон Республики Молдова о местном публичном управлении не устанавливает какие-либо послабления для Гагаузии в налоговой и бюджетной сфере. Все очень просто – экономический статус региона равен статусу обычного района.
Свои предложения на этот счет в прошлом году внесли депутаты от ПКРМ Ирина Влах и Эдуард Мушук, являющийся председателем парламентской комиссии по публичному управлению и региональному развитию.
По их словам, Молдове необходима реальная программа по децентрализации. И начать следует со статуса гагаузской автономии. Парламентарии предлагают создать для автономии административно-территориальную единицу третьего уровня, в которую впоследствии впишется и Приднестровье.
Соответствующую законодательную инициативу в парламенте страны зарегистрировало также и руководство Народного собрания Гагаузии прошлого созыва. Создание третьего, дополнительного уровня в системе административно-территориального устройства гармонично вписывается Конституцию Республики Молдова, а именно в статью 111, определяющую особый правовой статус АТО Гагаузия. Однако правящая в Молдове коалиция все еще не отреагировала на предложения НСГ и ПКРМ.