|
Олеся Танасогло: |
|
За должности примаров, сельских и городских советников в гагаузской автономии будут бороться не менее полутысячи независимых кандидатов и выдвиженцы практически всех ведущих республиканских партий. Об этом заявила председатель Окружного избирательного совета Гагаузии Олеся Танасогло.
- Олеся Федоровна, недавняя избирательная кампания по выборам башкана Гагаузии окончилась скандалом: проигравший кандидат заявил о массовых фальсификациях и обвинил ЦИК Гагаузии в некомпетентности. Вы не опасаетесь, что подобные инциденты могут случиться в Гагаузии и на местных выборах?
Я бы не стала проводить прямые параллели между этими двумя избирательными кампаниями хотя бы по той причине, что за них несут ответственность две разные структуры. За организацию и проведение выборов башкана отвечала Центральная избирательная комиссия Гагаузии, а за местные выборы – Окружной избирательный совет Гагаузии второго уровня, подотчетный, в свою очередь, Центральной избирательной комиссии Республики Молдова.
Местные выборы имеют свою специфику, которой нет у региональных выборов. На пост башкана претендовало три кандидата, и за каждым из них стояла команда профессионалов с опытом работы в различных избирательных кампаниях. В примары и местные советники только по автономии будет выдвигаться, предположительно, 600-700 человек. Многие претенденты на эти выборные должности обладают достаточными навыками и юридическими знаниями, чтобы подготовить жалобу на какие-то действия их электоральных конкурентов.
Кроме того, на должности примаров Комрата, Чадыр-Лунги и Вулканешт будут претендовать и достаточно опытные кандидаты, за которыми стоит серьезный ресурс. Где гарантия, что на следующий день подсчета голосов, скажем, в Комрате, проигравший кандидат не заявит о «многочисленных фальсификациях во время избирательного процесса» и не обвинит избирательные органы в некомпетентности?
Учитывая накал политических страстей в Гагаузии, такая ситуация действительно может иметь место в том или ином избирательном округе. Но здесь большая часть ответственности ложится на окружные избирательные советы первого уровня, многое зависит от их уровня профессионализма. Любая их техническая ошибка – это потенциальный повод для обжалования результатов выборов в будущем.
Мы делаем все возможное, чтобы «подтянуть» профессиональный уровень сотрудников этих советов: проводим семинары, снабжаем всей необходимой методической литературой, оперативно отвечаем на любые запросы с мест. Но здесь есть и объективные трудности. Окружные избирательные советы первого и второго уровня не существуют как постоянные органы, а собираются исключительно на время избирательных кампаний.
Более того, на этих выборах мы столкнулись с еще одной проблемой – острым дефицитом кадров. У нас уже устоялся определенный круг лиц, которые традиционно формируют избирательные органы — советы и бюро.
Сегодня многие отказываются от этой работы по финансовым причинам. До сих пор материальное вознаграждение временных сотрудников избирательных органов определялось по такой формуле: справка о заработной плате с места работы плюс надбавка в размере 25 процентов от этой суммы. Все это выплачивалось из избирательного фонда. Но недавние поправки в Кодекс о выборах предполагают другой механизм: за освобожденными из бюджетных учреждений сотрудниками избирательных органов сохраняется заработная плата плюс надбавка в размере 25 процентов средней заработной платы по экономике. А освобожденным не из бюджетных учреждений выплачивается только вознаграждение в размере средней заработной платы по экономике за предыдущий год.
- Первые дни предвыборной кампании позади. В Гагаузии уже имели место какие-то нарушения электорального процесса?
Говорить о нарушениях пока рано, но первая жалоба в адрес окружного избирательного совета уже есть. Примар Комрата и председатель муниципального совета пожаловались, что в состав городского избирательного совета не была включена предложенная им кандидатура. При рассмотрении жалобы оказалось, что городские власти предложили в этот состав три, а не две кандидатуры, как это предусматривает Кодекс о выборах. На специальном заседании нашего совета представитель городских властей был ознакомлен с этой законодательной нормой, и на этом инцидент был исчерпан.
- Еще до официального старта регистрации кандидатов в примары и местные советники по некоторым населенным пунктам автономии собирались подписи в поддержку некоторых кандидатов. Как такое могло случиться, если окружной избирательный совет Гагаузии никак не мог выдать подписные листы?
Как такое могло случиться, не могу сказать. Могу лишь отметить, что на этих выборах мы предприняли дополнительную меру безопасности, чтобы исключить такой вариант. На всех подписных листах, полученных из республиканского ЦИК вместе с порядковыми номерами, мы ставили еще и свою мокрую печать Окружного избирательного совета Гагаузии. Именно эти листы вчера были переданы окружным избирательным советам первого уровня. И именно с этими листами будут собирать подписи кандидаты в примары и местные советники.
- Недобросовестные кандидаты могут просто переписать собранные ими ранее данные в ваши подписные листы и подделать подписи.
На практике это достаточно сложно. Опять-таки, многое зависит от добросовестности сотрудников избирательных органов на местах. Например, вчера мне позвонил человек из Этулии, член местного избирательного совета и попросил самоотвод, потому что его троюродный брат решил выдвинуть свою кандидатуру в примары этого села.
В некоторых населенных пунктах работают такие дотошные люди, которые буквально придираются к каждой запятой в рабочей документации, и в их «вотчине» идеальный порядок. К сожалению, не во всех 26 населенных пунктах автономии члены избирательных комиссий настолько привержены букве закона, хотя мы их нацеливаем именно на это.
- Хотя избирательная компания по выборам в местные органы власти только стартовала, Вы бы рискнули предположить, насколько будут активно выдвигаться кандидаты?
Судя по первым дням нашей работы, активность будет очень высокой. Приведу только один пример, чтобы Вы поняли ситуацию. Традиционно мы получаем из ЦИК Республики Молдова количество подписных листов, достаточных для сбора подписей всех жителей Гагаузии, имеющих право голоса (порядка 110 тысяч человек). Больше, чем 110 тысяч подписей собрать в нашем регионе невозможно. Тем не менее, вчера некоторые округа уже раздали кандидатам все имевшиеся у них подписные листы.
То есть, в этих населенных пунктах выявилось такое количество кандидатов в примары и местные советники, на которых даже не может не хватит избирателей. Обратите внимание: собирать подписи должны только независимые кандидаты, а еще будут выдвиженцы от политических партий!
- В Гагаузии традиционно многие претенденты на выборные должности предпочитают идти как независимые, в то время как в остальной Молдове – от политических партий. Эта региональная черта в какой-то степени осложняет Вашу работу?
Скорее, работу окружных советов первого уровня. Регистрация независимого кандидата предполагает проверку подписных листов, а на это требуется время. А уже после регистрации все кандидаты равны и требуют одинакового внимания со стороны сотрудников избирательных органов.
- Сколько должен собрать подписей независимый кандидат на должность примара, чтобы зарегистрироваться для участия в выборах? Пять процентов от общего числа избирателей того населенного пункта, где он будет выдвигаться, но не менее 150 подписей.
- В автономии есть населенные пункты, где число избирателей едва превышает планку в 400-450 человек. Не случится ли так, что в этих селах одни и те же фамилии будут фигурировать в подписных листах конкурентов?
И этот вариант возможен. И здесь ответственность вновь ложится на окружные избирательные советы первого уровня, куда подаются документы на регистрацию и те же подписные листы. Электронных способов сверки подписей пока не существует. Члены этих советов визуально сверяют подписные листы, руководствуясь внутренними положениями, утвержденными в ЦИК.
- Разве таким способом реально выявить «множественные» подписи?
В селах, где все друг друга знают, это возможно. Во всяком случае, там гораздо выше вероятность, что член совета увидит в разных списках своего коллегу по работе, соседа или просто знакомого. Если бы списки сверялись на расстоянии, в окружном избирательном совете второго уровня, эта вероятность была бы еще ниже.
- Каковы действия избирательных органов, если вдруг выявилась «множественная» подпись?
Члены местного окружного избирательного совета могут признать действительной подпись в тех списках, которые были первыми поданными в совет. А могут и лично связаться с этим лицом и попросить его определиться, кого же он поддерживает на выборах.
Подписывайтесь на наши новостные ленты в социальных сетях - в facebook, одноклассниках, вконтакте, twitter и instagram
Читайте также по этой теме:
|
|
|
|
|
Топовые новости
|
|
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.
|