Коммунисты уверены, что Национальная стратегия децентрализации губительно скажется на малых селах и не учитывает особый правовой статус АТО Гагаузия. Об этом рассказала в интервью "АиФ" – депутат парламента Ирина Влах.
Скрытая реформа
- Вокруг Национальной стратегии децентрализации кипят нешуточные страсти. Высказываются мнения, что это благо для страны. И наоборот, что стратегия создаст дополнительные проблемы. Поделитесь вашей точкой зрения относительно этого документа…
- К счастью, пока речь идет о проекте, а не состоявшемся документе. И лично я отрицательно отношусь к этой идее. Убеждена, что данная Стратегия децентрализации - это завуалированная попытка перекроить территориальное устройство и вернуть нас к уездам.
- Но правительство настаивает на том, что речь идет не об административно-территориальной реформе, а о предоставлении местным властям большей самостоятельности. А каково ваше мнение?
-Безусловно, децентрализация власти – это благое намерение и правильное направление движения. Местные администрации могут быть независимы от Центра. Но что подает под этим соусом правительство и правящий альянс в целом? В Национальной стратегии четко говорится о ликвидации примэрий в местностях с численностью населения менее 1500 человек путем объединения их в коммуны с численностью населения не менее 5000 человек. И тут возникает множество вопросов. Где гарантия, что вслед за примэриями не будут «укрупнены» средние учебные заведения, медицинские центры, сельские библиотеки, дома культуры? Какой инвестор захочет придти в село, лишенное собственной местной власти? Как будут трудоустроены десятки тысяч сотрудников «несостоятельных» примэрий? На кого сможет опереться центральная власть, когда появится возможность реализовать какой-то инфраструктурный или социальный проект в малом селе?
Более того, в том же документе говорится и об «оптимизации» количества районов и муниципиев. Извините, разве это не приведет к слиянию нескольких районов в один или к укрупнению ныне существующих районов? То есть, по сути, произойдет возврат к прежней уездной системе. Автономию проигнорировали
- И как эта стратегия может отразиться на Гагаузии?
- В правительственном плане по децентрализации вообще отсутствует упоминание об АТО Гагаузия. У меня и моих коллег складывается впечатление, что нынешние власти воспринимают автономное территориальное образование как один из районов. Значит, такая «реформа» может непосредственно коснуться Гагаузии. Без собственных примэрий рискует остаться ряд малых сел – Карболия, Русская Киселия, Котовское, Ферапонтьевка, Кириет-Лунга.
В отношении Гагаузии власти нарушают Конституцию, в которой четко сказано, что автономное образование обладает особым правовым статусом. То есть Гагаузия в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы политического, экономического и культурного развития в интересах всего населения. Разрабатывая стратегию, ее авторы должны были считаться с этими принципами.
Кроме того, авторам «реформы» не лишним было бы ознакомиться с ранее принятыми законами. В период нахождения ПКРМ у власти был одобрен Закон о местном публичном управлении, в котором уточняется принцип разделения полномочий между примэриями и районами, разъясняется правовой статус примара и его заместителя. Тогда же была принята Концепция регионального развития, направленная на возрождение молдавского села – создание в каждом населенном пункте вне зависимости от числа его жителей всей необходимой инфраструктуры, новых рабочих мест и обеспечение достойного уровня жизни на селе. Стоит отметить, что эта же концепция условно поделила Молдову на 6 регионов развития, причем АТО Гагаузия была выделена в отдельный регион наряду с Приднестровьем.
- И какое решение вы предлагаете, чтобы исправить положение дел?
- Наша партия предлагает дать «зеленый свет» инициативе Народного собрания Гагаузии о создании в Молдове третьего уровня местного публичного управления. Он гармонично вписывается в Конституцию страны, а именно в статью 111, определяющую особый правовой статус АТО Гагаузия.
На мой взгляд, стоит организовать совместные рабочие комиссии с участием депутатов парламента и депутатов Народного собрания Гагаузии. Они могли бы рассмотреть и доработать другие инициативы Народного собрания, а в дальнейшем – работать над тем, чтобы региональное и республиканское законодательство не противоречили друг другу. Национальную стратегию по децентрализации, безусловно, нужно вернуть на дополнительное рассмотрение в правительство, чтобы учесть интересы тех, кто проживает в малых населенных пунктах.
- И все-таки почему парламентская оппозиция озаботилась этой проблемой только сейчас, когда стратегия уже готова и вот-вот будет вынесена на голосование в парламент?
- Разработка Национальной стратегии по децентрализации проходила скрытно от парламентской оппозиции, а парламентская комиссия по публичному управлению и региональному развитию была полностью проигнорирована авторами данной стратегии. Не случайно и время, выбранное для презентации этого документа, – начало предвыборной кампании в местные органы власти. Власти это делали осознанно: в правящем альянсе рассчитывали на то, что все примары и советники будут думать в первую очередь о местных выборах, а в предвыборной гонке – не до обсуждения стратегии. Но альянс упустил из виду один очень важный момент – Партия коммунистов не позволит реализовать этот хитроумный план по демонтажу нашей государственности, который нацелен на ее фундамент – местную власть.