Активный сторонник идеи референдума в Гагаузии о вступлении Молдовы в Таможенный союз, член фракции ДПМ в законодательном органе автономии Иван Бургуджи вызвал на себя гнев со стороны партийного начальства. Лидер ДПМ в Гагаузии Николай Дудогло выступил с жесткой критикой в адрес самого Бургуджи, а всех организаторов референдума за ТС назвал «приплаченными провокаторами». Сам Дудогло вместе с Демпартией держит курс строго в Европу и того же требует от своих однопартийцев в Гагаузии.
На минувшей неделе примар Комрата и лидер гагаузских демократов Николай Дудогло высказался против законодательных инициатив члена фракции ДПМ в Народном собрании Гагаузии Ивана Бургуджи. Напомним, председатель юридической комиссии парламента Гагаузии Иван Бургуджи в последнее время выступил с целым рядом скандальных инициатив, среди которых рассмотрение возможности и целесообразности проведения референдума за выход автономии из состава Республики Молдова с последующим вступлением в Таможенный союз, законопроект о запрете на территории региона синтагмы «румынский язык» и пр.
Все бы ни чего, за исключением одного пикантного момента… Избиравшийся как независимый, депутат Бургуджи вместе с еще 15 коллегами по Народному собранию вступил впоследствии во фракцию Демократической партии. А она, в отличие от Бургуджи и его 15 соратников по фракции, обещала избирателям вовсе не сближение с Россией, а, напротив, европейскую интеграцию и внедрение западных ценностей (правда, пока до внедрения дело дошло только с защитой прав сексуальных меньшинств).
«Застыл в девяностых» Николай Дудогло терпел «пророссийские выходки» Бургуджи долго. Почти год, пока Бургуджи не стал звездой молдавских телеканалов, падких на сенсацию (еще бы, официальное лицо, угрожающее территориальным расколом Молдовы!). Наконец, Бургуджи перестали терпеть в центральном офисе Демократической партии. Если на юге уже все привыкли к тому, что Бургуджи «себе на уме», то объяснить избирателю всей страны «особенности гагаузской политики» явно затруднительно.
Все чаще политические комментаторы и простые обыватели стали задаваться вопросом: если ДПМ за евроинтеграцию и права сексменьшинств, то почему же тогда их представители в Гагаузии выступают за Россию, православие и говорят, что «в Гагаузии нет места пропаганде гомосексуалистов». По информации газеты «Пульс», особое неприятие фигуры Бургуджи происходит в гей-лобби, широко представленном в правящем Альянсе и Демократической партии в частности. И тогда Дудогло пришлось расставить акценты, уже поразившие жителей Гагаузии. Вместо публичной защиты Бургуджи, он назвал «аксакала гагаузской политики» и его сторонников «приплаченными провокаторами из центра».
«Нет надобности стоять на баррикадах, а все вопросы теперь решаются путем переговоров, убеждений, компромиссов и поиска золотой середины, которая дает Молдове возможность развиваться. Времена баррикад и взаимной ненависти ушли далеко в прошлое», - сказал примар Комрата Николай Дудогло.
Глава гагаузских демократов уверен, что Ивана Бургуджи с его ультрапатриотическими взглядами используют в своих целях некие радикалы и сепаратисты (!). К этой категории Дудогло относит и коммунистов, которые, якобы руками Ивана Бургуджи пытаются вернуться во власть.
Кто кого привел к власти Дудогло также не упустил возможности намекнуть, кто же привел Бургуджи в законодательный орган автономии. По его словам, Иван Бургуджи за свою карьеру должен быть благодарным именно команде Николая Дудогло.
«И хотел бы напомнить, что именно «Новая Гагаузия» выдвинула его депутатом в НСГ по селу Кириет-Лунга. Мы сделали все возможное, чтобы создать ему, как человеку, который сделал для Гагаузии многое в ее становлении, достойные условия жизни. По нашей же инициативе после избрания депутатом Иван Бургуджи был избран председателем постоянной комиссии НСГ, членом президиума в законодательном собрании Гагаузии», - говорит главный демократ Гагаузии.
Здесь же необходимо дополнить, что фигура Ивана Георгиевича Бургуджи была известной в автономии еще задолго до того, как Дудогло стал более или менее заметным политиком в регионе. Да, в то время, когда Бургуджи скрывался от правосудия в Приднестровье, действующий глава Гагаузии и примар Комрата боролись за то, чтобы дело Ивана Бургуджи было закрыто. Они писали декларации, пытались собирать митинги в Комрате. Интересно, как тогда себя позиционировал Николай Дудогло: как современный менеджер-государственник или как сепаратист из 90-ых?
По своему возвращению в автономию, Бургуджи стал активно заниматься общественно-политической деятельностью. Он выступил против Михаила Формузала, а дудогловская пресса ежедневно пестрела авторскими статьями Бургуджи о «клятвопреступнике» и «расхитителе гуманитарного топлива» башкане. Отсюда и началась дружба между двумя политиками с разными взглядами.
Таким образом, Николаю Дудогло, скорее всего, неуместно размышлять о том, кто появился раньше: курица или яйцо?
Без принципов Как бы там ни было, Иван Бургуджи – единственный политик из 90-х, кому сегодня удалось быть избранным в законодательный орган, да еще и возглавить одну из ключевых профильных комиссий.
Застывший в 90-х депутат, как его называет Николай Дудогло, предлагает запретить все «румынское» в Гагаузии, чем ставит под удар главу гагаузской ДПМ. Дудогло пошел на объединение с ДПМ, порвал со своими пророссийскими союзниками из Кишинева не для того, чтобы член фракции ДПМ в НСГ порочил его самого в глазах Лупу и Плахотнюка. Для главы Комрата актуальна финансовая и административная поддержка из Кишинева в канун башканских выборов, потому у него в хозяйстве все должно быть спокойно и тихо. Никаких скандалов и высказываний против проевропейских властей из Кишинева. И депутат Бургуджи в этом вопросе хозяина Комрата явно подводит.
Впрочем, в недалеком прошлом сам же Николай Дудогло критиковал своих оппонентов за связь с кишиневскими партиями, называя их, не иначе, как «пятой колонной Гагаузии»…