Власти Гагаузии рассчитывают получить квоту в парламенте Молдовы. Однако уязвимость предложенного законопроекта перед политической коррупцией даёт повод увидеть в инициативе гагаузских избранников вместо заботы об интересах автономии, политическую игру определённых партий.
Гагаузская автономия поднимает перед центральными властями Молдовы вопрос о предоставлении ей депутатской квоты в парламенте страны. Законодательная инициатива с соответствующими поправками в Избирательный кодекс была направлена на прошлой неделе в высший законодательный орган от имени Народного собрания региона.
Главная претензия гагаузских законодателей к действующей избирательной системе заключается в том, что она не обеспечивает гагаузскому народу представительства в парламенте, и, следовательно, участия в управлении государством. Несмотря на то, что сегодня в парламенте РМ представлены в разных фракциях сразу 4 депутата из автономии, представители Народного собрания отмечают, что данная ситуация является следствием политической конъюнктуры, и такое представительство никак не гарантируется на уровне законодательства.
«Гагаузия территориально и по численности гагаузского народа составляет около 5% от Республики Молдова. Поэтому вполне обоснованным является требование, чтобы население автономии имело возможность избирать не менее 5 из 101 депутатов в одномандатных округах», - заявил в ходе представления законопроекта на сессии НСГ один из авторов инициативы депутат Иван Бургуджи.
«Такой же район»
В молдавском экспертном сообществе идея квотирования гагаузского представительства в парламенте, как это часто бывает с инициативами, исходящими из южной автономии, вызвала негативную реакцию. В частности, эксперт в области конституционного права Тео Кырнац назвал подобные требования незаконными.
«По Конституции это такой же район, как и все остальные 32. Требовать отдельных мест в парламенте невозможно, потому что у нас в республике организуется только один избирательный округ. Поэтому эти требования являются чисто политическими, направленными на то, чтобы нагнетать и дестабилизировать ситуацию в Республике Молдова», - заявил эксперт в интервью порталу NOI.md.
Интересы Гагаузии или политический ход?
Перспективы найти поддержку в парламенте у гагаузской инициативы, судя по всему, также невелики. Ещё весной текущего года, когда в автономии только начинались дебаты о необходимости разработки соответствующего законопроекта, представители Либерально-демократической партии усмотрели в идее квотирования депутатских мест для гагаузов политический ход своих коллег-конкурентов из Демпартии. Выступая на общественном телевидении Гагаузии, депутат от ЛДПМ Вячеслав Ионицэ обвинил демократов в том, что они используют гагаузский народ в своих партийных целях.
«Любая партия должна иметь свои интересы, но я считаю кощунственным использовать одну группу людей, в данном случае, одну этническую группу, гагаузов, в своих узкопартийных и корыстных целях. Я считаю, что это неправильно использовать целую народность в интересах одной партии», - отметил Ионицэ.
Позиция Партии коммунистов вряд ли будет кардинально отличаться от либерал-демократов уже только потому, что за разработкой инициативы стоят депутаты Народного собрания Гагаузии, близкие к ДПМ.
Что касается самих демократов, то они получают возможность выступить в роли лоббистов гагаузских интересов, укрепив свой имидж среди жителей автономии. Разумеется, при этом прекрасно понимая, что их поддержка не приведёт к принятию законопроекта. И если гагаузские демократы дали такой «пас» своим старшим партийным коллегам, то вряд ли последние станут отказываться довести до конца начатую комбинацию. Впрочем, пока никаких официальных комментариев или действий в этом направлении ДПМ не предпринимала.
Теория и практика
Можно согласиться с депутатами Народного собрания в том, что существующая избирательная система не даёт оптимальных условий для представительства гагаузов в парламенте РМ. Как показывает опыт, число депутатов-южан зависит от решения политических лидеров о расстановке представителей автономии на те или иные позиции в избирательных списках. При отсутствии гарантирующего правового механизма сегодня в парламент могут пройти 4 депутата, а в следующий раз только 1. При этом, подчиняясь партийной дисциплине, избранник не всегда имеет возможность голосовать за те или иные решения по Гагаузии, если это противоречит позиции его политформирования.
С другой стороны, нет никаких гарантий, что депутат, избранный от своего округа в качестве независимого кандидата, не окажется в команде определённой политической силы. И данные риски подтверждаются опытом последних выборов в Народное собрание, которые, напомним, вошли в политическую историю страны тем, что партия, чьи кандидаты проиграли во всех избирательных округах, в результате сформировала правящую депутатскую фракцию.
Те же опасения, к слову вызывает и другой проект ДПМ, который, случайно или нет, совпал по времени появления в общественных дискуссиях с инициативой о «гагаузских квотах». Речь идёт о переходе на смешанную избирательную систему, при которой половина депутатов парламента должна избираться по партийным спискам, а вторая - от одномандатных округов. Аргументы, которые звучат в пользу такой реформы тоже вполне привлекательны и логичны. Продвижение во власть «людей из народа», повышенная ответственность депутатов-одномандатников перед избирателями, демократизация избирательной системы, - на теоретическом уровне с положительным характером этих факторов трудно спорить. Однако, опять же, нет никаких гарантий, что опыт увлекательного фокуса «как сформировать правящее большинство, не имея ни одного победившего депутата?», не повторится на практике, но уже в республиканском масштабе.
Нейтрализовать существующие опасения относительно коррумпированности предлагаемых моделей избирательной системы не так сложно. В качестве защитных механизмов можно предложить ужесточение наказания за подкуп избирателей, запрет на переход депутата в другие парламентские фракции, утверждение процедуры отзыва депутата-одномандатника избирателями, наделение фракции правом большинством голосов лишать мандата не оправдавшего доверия члена фракции с заменой его на следующего по списку кандидата. Без подобного рода сдерживающих мер никто не может быть уверенным, что 5 депутатов от Гагаузии не превратятся в очередных перебежчиков. Пока же таких оговорок не делается, инициатива Народного собрания обречена восприниматься в качестве политического хода определённых партий.