«Коммерсант-Молдова»: Гагаузии решения Кишинева не указ
09:53; 31 12 2013
1
2 280
Между руководством Гагаузии и центральными властями назревает очередной скандал. Башкан Михаил Формузал заявил об отказе подчиниться приказу главы минздрава Андрея Усатого о переводе комплекса скорой помощи из столицы Гагаузии Комрата за пределы автономии — в Кагул. Господин Формузал считает приказ политически мотивированным и не исключает, что Кишинев формирует прообраз нового уезда с центром в Кагуле (ранее туда были переведены таможня и ГП «Молдтелеком»), которому подчинит Гагаузию.
О решении проигнорировать приказ главы минздрава Михаил Формузал заявил в пятницу, 27 декабря. По его словам, исполком автономии (правительство) и Народное собрание (парламент) едины в этом мнении. «Наши люди будут получать медицинскую помощь здесь, а если понадобится, поедут в Кишинев, а не в Кагул. Ничего мы в Кагул не передадим, это не соответствует интересам жителей автономии»,— цитирует господина Формузала местное издание gagauzinfo.md.
Недовольство гагаузов вызвал приказ министра здравоохранения Андрея Усатого №215 от 29 октября о реорганизации системы медицинской помощи, принятый в рамках реформы системы здравоохранения и оптимизации медучреждений. Согласно этому документу, в стране будет создана трехуровневая система оказания экстренной медицинской помощи и интенсивной терапии: учреждения третьего, самого высокого уровня будут находиться в Кишиневе, второго — в Кагуле и Бельцах и первого — в райцентрах и селах. Таким образом, в шести районах юга Молдовы: Вулканештском, Комратском, Чадыр-Лунгском (эти три района составляют Гагаузию), Тараклийском, Леовском и Кантемирском будут сохранены лишь медучреждения начального уровня, так называемые центры здоровья.
Отметим, расстояние от самой северной точки Гагаузии поселка Дезгинжа до Кагула более 100 км — такое же, как и до Кишинева. В Гагаузии по поводу реорганизации медучреждений уже проходили сходы работников сельских и районных структур здравоохранения совместно с депутатами Народного собрания и представителями исполкома. А Михаил Формузал ранее обещал обратиться к премьер-министру Юрие Лянкэ с просьбой сохранить комплекс скорой помощи в Комрате.
По словам башкана, в последнее время происходит «вымывания всех служб из автономии и накачивания ими Кагула». Он напомнил, что ранее по распоряжению центральных властей в Комрате ликвидировали и перевели в Кагул таможню, затем туда же перевели вулканештский филиал госпредприятия «Молдтелеком». Михаил Формузал не исключает, что «формируется прообраз будущего уезда с центром в Кагуле, в который заранее собирают все структуры, а потом подчинят ему гагаузскую автономию». В связи с этим он направил в Народное собрание проект постановления об отказе выполнить распоряжение министерства здравоохранения.
Между тем источники «Ъ-MD» в Народном собрании сообщили, что 20 декабря подобное постановление уже было принято депутатами автономии. В нем, в частности, отмечается, что минздрав грубо нарушил положения закона «Об особом правовом статусе Гагаузии», который, по мнению местных законодателей, гарантирует региону право на наличие собственной больницы второго уровня.
Депутат НСГ Сергей Чимпоеш заверил «Ъ-MD», что в случае отказа официального Кишинева финансировать гагаузские медицинские учреждения власти региона сами найдут необходимые средства. В НСГ убеждены, что решение министерства здравоохранения политическое и может быть связано с решением НСГ о проведении этой зимой в автономии консультативного референдума, на котором жители Гагаузии должны будут высказаться по вопросу внешнеполитического курса Молдовы, выбрав сближение с Евросоюзом или Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана.
В Кишиневе, напомним, назвали референдум незаконным и заявили, что выбор внешнеполитического курса — прерогатива исключительно центральных властей.
Гагаузские власти, отметим, ранее неоднократно давали повод для недовольства официального Кишинева. Так, летом 2011 года региональные власти утвердили собственные дипломы бакалавра для выпускников местных лицеев, которым минпросвещения отказал в праве на пересдачу экзамена по румынскому языку и литературе. В том же году власти автономии отказались отвечать на официальную переписку из Кишинева, если ее не сопровождал перевод на русский язык.
Башкан Гагаузии Михаил Формузал аргументировал это требование положениями закона «О функционировании языков на территории Молдавии», по которым документация на госязыке обязательно переводится на русский. Летом 2012 года конфликт по этому поводу перешел в новую стадию: госструктурам, проигнорировавшим требования автономии, из Гагаузии направляли ответы со стихами гагаузских поэтов.
В уходящем году отношения между Комратом и Кишиневом накалились еще сильнее в связи с намерением автономии провести вышеупомянутый референдум. После того как госканцелярия правительства РМ инициировала судебный процесс против решения о референдуме, Народное собрания заявило об отказе подчиняться решениям судов республиканской юрисдикции и о намерении создать собственный конституционный суд — Трибунал Уложения, который и будет рассматривать законные акты на предмет их соответствия региональной конституции.