Экстренный визит в Комрат премьера Лянкэ и спикера Кормана 22 января не смог поколебать решимость автономии идти на референдум. Не помогли посулы многомиллионных инвестиций из центрального бюджета и скорого «светлого европейского будущего». Как и было намечено ранее, второго февраля в автономии пройдут сразу два референдума – об отложенном статусе и желаемом внешнеполитическом курсе.
Общение первых лиц с гагаузской политической элитой проходило в рамках расширенного заседания Народного собрания автономии на фоне уже запущенных Кишиневом карательных механизмов в отношении лиц, причастных к референдуму. Это и возбужденные уголовные дела по факту самоуправства, и блокирование счетов автономии в казначействе с целью сорвать финансирование плебисцита. Несмотря на это, Корман и Лянкэ говорили протокольные речи о безвизовом режиме с Европейским союзом, о борьбе с коррупцией и совсем немного – о главном, о референдуме.
Начать диалог выпало председателю парламента Игорю Корману. Последний явно чувствовал себя в Комрате неуютно. Ведь его же сподвижники по демократической партии в Гагаузии фактически контролируют большинство в Народном собрании и волей-неволей выступили в роли одних из инициаторов всей этой истории. Получается, что демпартия не только не в состоянии руководить министерствами, парламентом и другими ведомствами, но даже собственной территориальной организацией.
Первым делом, спикер парламента отметил, что любые вопросы, касающиеся внешнеполитического вектора и отложенного статуса автономии, необходимо решать в парламенте, а не посредством референдума. Он подчеркнул, что не станет давать правовую оценку действиям депутатов Народного собрания: «Ну, понятно, у вас процесс пошел, разные политики имеют разные интересы. Как я раньше сказал, у вас тоже выборы», - отметил Игорь Корман, подчеркнув, что и так уже «знает результаты референдума». «Моя точка зрения такова – политическая борьба не должна приводить к разделению общества. Есть проблемы, над которыми нужно очень хорошо подумать, пригласить экспертов и сесть за стол переговоров», - сказал он.
«На платформе парламента мы готовы обсуждать любые вопросы, в том числе и касающиеся статуса Гагаузии. Это четкая позиция руководства страны. Мы пригласим представителей министерства юстиции, чтобы могли серьезно об этом говорить», - добавил Игорь Корман.
«Ждите выборы»
Председатель правительства Юрий Лянкэ заявил, что выбирать интеграционное направление граждане должны на следующих парламентских выборах. «Там (на выборах, прим. ред.) граждане Республики Молдова, в том числе и из автономии, получат возможность высказаться по дальнейшему курсу и стратегическому развитию Республики Молдова. Будь то европейская интеграция или Таможенный союз», - добавил премьер.
Обращаясь к депутатам Народного собрания, Лянкэ спросил - «когда вы что-то делаете - нужно задавать себе вопрос: а что дальше? Так вот, я так и не понял, а что же дальше? Каковы практические последствия проведения этого референдума?»
«Мы не сепаратисты»
Главной интригой заседания были вовсе не выступления Кормана и Лянкэ - их риторику предугадать было нетрудно. А вот депутаты НСГ, состоящие в ДПМ и ЛДПМ, в отличие от партийных боссов сделали иной выбор и открыто высказались в поддержку референдумов. Так, глава Народного собрания Гагаузии, демократ Дмитрий Константинов выразил недоумение, «почему вокруг референдума поднялся такой большой ажиотаж, если организация референдума на территории автономии находится в рамках правого поля?» «Мы руководствовались Законом об особом правовом статусе Гагаузии, где черным по белому написано, что Народное собрание имеет право назначать и проводить на территории Гагаузии референдумы», - говорит Константинов.
Он добавил, что региональные законодатели всего лишь хотят посоветоваться с народом. Говоря о реакции Кишинева, он добавил: «мы, почему-то, вспоминаем о народе только в канун выборов, когда нас избирают депутатами, примарами и советниками. А в остальное время думаем, что народ ошибается».
Депутат Иван Бургуджи задался вопросом: «Почему гагаузов называют сепаратистами, а людей, выступающих за объединение с Румынией – нет?».
Депутат Иван Топал, тоже демократ, кстати, коснулся темы бюджетного планирования. Так, депутат высказал мнение, что бюджет Гагаузии должен составлять не около 400 миллионов леев, а, как минимум, полтора миллиарда. А то и все три. «Наш народ ждет ориентации на Россию. Почему? Потому что Россия дала нам землю здесь, и нас никто сегодня не сможет переубедить в этом. Наши вина не идут туда благодаря вашей политике. А вино – это основное составляющее нашего бюджета. Газ дорогой, население мерзнет. Вот наши проблемы людские. Вот почему народ тянется к России. Вы задумайтесь!», - призвал депутат кишиневскую делегацию.
Победа за Комратом
Двухчасовая беседа Кормана и Лянкэ с политиками Гагаузии закончилась отнюдь не на мажорной ноте. Чтобы хоть как-то скрасить финал, спикер пообещал «встречаться, решать вопросы и продвигаться вперед», а премьер заявил, что «ресурсы сюда будут направляться». Но и эти слова не вызвали особого энтузиазма среди гагаузских депутатов. Как выразился по этому поводу депутат Иван Топал, в его село, откуда он избран в НСГ, поступят на капитальные инвестиции в этом году 100 тысяч леев. «Сколько метров дорог можно отремонтировать на эти деньги. Что вообще на них можно решить?», - задался вопросом Топал.
В этот же день выяснилось, что обещанные Европейским союзом для Молдовы пять миллионов евро на реализацию инфраструктурных проектов, скорее всего, так и останутся на бумаге. Во всяком случае, в Брюсселе о своем щедром обещании не спешат вспоминать.
Гагаузия - не одна
... на улице покидающих Комрат политиков ожидала толпа протестующих граждан. Несколько десятков человек с флагами и транспарантами собрались у здания, где проходило заседание. Они потребовали от Игоря Кормана и Юрия Лянкэ перестать давить на депутатов Народного собрания, которые приняли решение провести второго февраля референдум, а также закрыть уголовные дела, заведенные на народных избранников. «Скажем «до свидания» нашим друзьям, которые сейчас уезжают. Они не захотели с нами разговаривать. Пусть подумают, что сказать в Кишиневе», - сказал организатор акции протеста Леонид Добров.
С какими мыслями покидал Комрат Комран и Лянкэ? Явно, рабочий день был потрачен зря: разговор с гагаузскими элитами не задался. Здесь поддерживали и будут поддерживать курс на укрепление автономии и расширение связей с Россией.
Конечно, можно списать все на «частный случай». Жители Гагаузии едва составляют пять процентов от общего числа избирателей в Молдове. Но этого не так уж и мало. В недавней истории Молдовы был прецедент, когда перевес в считанные тысячи голосов решали судьбу будущего парламентского большинства. Более того. Инициативу Гагаузии в рамках своей компетенции уже поддержала Тараклия и Бессарабка. В скором времени к ним обещает присоединиться Кагул и Бельцы, другие районы Молдовы.
А эту цепочку уже не спишешь на «частный гагаузский случай».