Я бы согласился с мнением, что Гагаузия - это окончательный приговор Молдове. Гагаузия - это не первый и не последний случай с последствиями. Гагаузия - всего лишь момент истины и объективная реальность для тех, кто ничего не понимает в государственном управлении, политике и процессах реинтеграции внутри такого противоречивого государства как республика Молдова.
И лишь советская жесткая миролюбивая политика, помнится, заставляла Молдову быть родиной для всех. В те времена национализм дышал подвалами. Людям не приходилось думать о таких серьезных "проблемах", как "язык межнационального общения", "румынский или молдавский", "национальная идентичность" и другом информационном хламе, который дешево раздают молдавские телевизионные каналы. Проблема, однако, назрела, так как телевизионную точку всерьез уже никто не воспринимает. В 2009 году, к примеру, воспринимали, а теперь вот народные популяции возмущаются только тем, что где-то и в каких-то кабельных сетях, что-то не показывают.
Гагаузы, к примеру, показывают все. В Гагаузии российские каналы и "чистый" ОРТ, по которому никогда не покажут фашистского маршала Антонеску, "освободившего" молдавский народ от советской оккупации. Молдавский народ при этом плакал! Но, как поясняют, комментаторы, это были слезы счастья.
В той же молдавской версии ОРТ обязательно покажут и напомнят о сухой, черствой, костлявой руке Москвы, держащей и по ныне за горло ухоженную харю европейского народа.
Какое-то странное российское ОРТ в Молдове.
Гагаузы давно не подчиняются информационной политике Кишинева и любое решение Координационного Совета по ТВ встречают недлинным посланием из трех знаменитых букв. Некоторые отчаянные политики видят в этом проблему и утверждают, что именно поэтому этот "неспокойный" народ стремится в Таможенный Союз. Но, странным образом, референдум о ТС гостеприимно встречают и в тех районах, где информационная политика однообразно кишиневская.
Разбираться в гагаузском вопросе не нужно. Его просто нет. Есть территория, которая не хочет жить в обнимку с румынским недопрезидентом Бэсеску, румынским языком и пропагандой румынизма в Молдавии, скрытой под европейской маской садо-мазо-благополучия. Есть территория, использующая русский язык как официальный и согласная с тем, что молдавский язык - это язык молдавского же народа. Потому Гагаузия - это и есть район Молдавии. И ничего тут придумывать не нужно. Не нужно придумывать ничего и с тем большинством населения, которое считает точно также как считают гагаузы: Молдавия - это не Румыния, а потому так хочется пожить врозь.
Население никто в Кишиневе не слушает. Но население хотят послушать в Гагаузии, а потому 2 февраля гагаузский народ ответит на вопрос о Таможенном и Европейском союзе. Ответит несмотря на давление Кишинева и ЕС.
Это ситуация, скажу вам я, абсолютно нетипична для Украины. В Молдове все бархатно: и революция, и территории, и народ. В Молдавии уже вот как двадцать с лишним лет бархатное Приднестровье. Теперь вот на очереди бархатная Гагаузия, потом Бельцы, ну и еще районов 15. Под сомнением находится и сам Кишинев, если только не помогут какие-нибудь совсем небархатные возгласы из братской соседней Румынии.