По предварительным данным, на воскресном консультативном референдуме в Гагаузии 98,4% проголосовавших высказались за интеграцию Молдовы в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Никакой юридической силы региональный плебисцит не имеет, но его политические последствия для центральных властей крайне неприятны. Эксперты считают референдум угрозой провозглашенному правительством курсу на евроинтеграцию и говорят о возможности подобных плебисцитов в других регионах страны.
На прошедшем в воскресенье в Гагаузии референдуме явка превысила 70% при пороге 33%, то есть в голосовании приняли участие 70,7 тыс. избирателей (2,67% от всех избирателей Молдовы). Гагаузские власти явку назвали беспрецедентной. «Феноменальный результат явки! Впервые в истории Гагаузии 70,42% проголосовавших! Читайте! Завидуйте! Наш голос прозвучал на весь мир!» — написал в facebook башкан (глава) автономии Михаил Формузал.
Не исключено, что столь высокой для региона явке поспособствовали действия центральных властей, которые пытались не допустить проведения референдума. Объявление плебисцита «вне закона», возбуждение генпрокуратурой уголовных дел на его организаторов и вызовы на допрос депутатов гагаузского Народного собрания (парламент автономии) привели к противоположному эффекту. Население мобилизовывалось и другими способами.
Гагаузские власти через местные СМИ призывали жителей принять участие в голосовании. Кроме того, перед плебисцитом в регионе распространялись листовки без выходных данных (есть в распоряжении «Ъ-MD»), из которых следовало, что Таможенный союз — это миллионы рабочих мест, снижение цен на электроэнергию на 30%, на газ — вдвое, а на бензин — втрое. Интеграция же в Европейский союз, сообщалось в листовках, это безработица и подорожание электроэнергии на 40%, а бензина — сразу на 80%. Осознав, что предотвратить референдум невозможно, Кишинев попытался помешать высокой явке избирателей.
Сверху была спущена директива, запрещавшая бюджетникам и силовикам участвовать в голосовании. Народное собрание Гагаузии (НСГ) ответило на это снижением порога явки с 50% + 1 до одной трети избирателей. Как показало вчерашнее голосование, эта мера оказалась излишней. Напомним, на консультативном референдуме гагаузам предложили высказаться по поводу внешнеполитического курса Молдовы при помощи двух бюллетеней. В одном — розового цвета — избирателям предложили ответить «да» или «нет» на следующий вопрос: «Одобряете ли Вы курс внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, направленный на вступление в Европейский союз?» В бюллетене светло-зеленого цвета вопрос о геополитическом выборе был сформулирован так: «Одобряете ли Вы курс внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, направленный на вступление в Таможенный союз (Россия—Белоруссия—Казахстан)?»
Как сообщили «Ъ-MD» в ЦИК Гагаузии, за ТС высказались 98,47% (68,1 тыс. человек), против ТС проголосовали 1,52% (1,05 тыс.). Интеграцию в ЕС поддержали 2,77% (1,9 тыс.), против высказались 97,2% (66,4 тыс.). Параллельно с консультативным в Гагаузии в воскресенье прошел законодательный референдум. Населению автономии предложили ответить «да» или «нет» на такой вопрос: «Согласны ли Вы принять прилагаемый проект закона АТО Гагаузия „Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение”, позволяющий народу Гагаузии реализовать свое право на внешнее самоопределение в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства?» В упомянутом в вопросе законопроекте четыре статьи, но вся суть изложена в первой: «Изменение статуса Республики Молдова как независимого государства влечет образование на территории компактного проживания гагаузского народа (АТО Гагаузия) независимого государства Гагаузия, являющегося актом реализации права народа Гагаузии на внешнее самоопределение». По данным ЦИК, за принятие закона об отложенном статусе высказались 98% (68 тыс.) проголосовавших избирателей.
По словам источников «Ъ-MD» в НСГ Гагаузии, процедура утверждения итогов референдума будет нестандартной. Итоги плебисцита утвердит не суд Комрата, который ранее своим решением запретил проведение референдума, а парламент автономии. После результаты обсудят на чрезвычайном съезде гагаузских депутатов всех уровней и созывов, в котором должны принять участие около 800 человек. Это, как полагают в Комрате, придаст плебисциту больше политической значимости, поскольку консультативный референдум не имеет юридической силы.
Собеседники «Ъ-MD» рассказали, что на съезде, который должен состояться на будущей неделе, также планируется принять декларацию, в которой от правительства Молдовы потребуют принять во внимание итоги голосования при осуществлении внешней политики. Эксперты трактуют итоги референдума однозначно не в пользу центральных властей.
По мнению директора центра стратегических исследований Politicon Анатола Цэрану, власти Гагаузии «использовали референдум для расшатывания ситуации на юге Молдовы и нагнетания противостояния с центром». «Будет прорабатываться новый сепаратистский сценарий»,— полагает эксперт.
Политолог Богдан Цырдя не исключает, что примеру гагаузов могут последовать другие регионы страны, например соседние с автономией Бессарабский и Тараклийский районы, где ранее прошли митинги в поддержку гагаузского референдума. Но даже если этого не произойдет, говорит господин Цырдя, гагаузский плебисцит — это в любом случае сильнейший удар по суверенитету и целостности Молдовы. «Проведя его, гагаузы вышли из республиканского правового поля. В случае осложнения их положения они смогут заявить, что это был референдум за независимость»,— заключил эксперт.
Бывший заместитель главы МИДЕИ Валериу Осталеп уверен, что референдум имеет очень большое политическое значение. «Явка и результат говорят сами за себя. Часть страны имеет вот такой вот взгляд на внешнюю политику государства,— заявил господин Осталеп "Ъ-MD".— А если добавить сюда Приднестровье (Тирасполь объявил курс на евразийскую интеграцию.— "Ъ-MD"), коммунистов, которые выступают за ТС и имеют большую поддержку в обществе, то все цифры вместе взятые говорят о том, что легитимность курса, который проводит правительство, под вопросом с точки зрения математики и логики. Непонятно, чью волю оно выражает».
Официальные власти Молдовы от комментариев по поводу плебисцита пока воздерживаются. Зато российские высокопоставленные чиновники не скрывают своего удовлетворения. «Референдум в автономной Гагаузии состоялся с беспрецедентной явкой. Молдавские евроинтеграторы в бешенстве. Подождем итогов и тогда поймем, что так обеспокоило официальный Кишинев»,— написал на своей странице в facebook вице-премьер РФ, сопредседатель российско-молдавской межправительственной комиссии Дмитрий Рогозин.