«Молдавские ведомости»: Чадыр-Лунгскую конеферму - в мясорубку приватизации
08:45; 11 03 2014
3
4 249
Чадыр-лунгское предприятие «Ат-Пролин», которое выращивает племенных лошадей, прославленных орловских рысаков, - под угрозой исчезновения. Уже несколько месяцев от государства нет финансирования, конеферма дважды выставлялась на аукцион.
На нужды предприятия правительство Молдовы выделяет в год 750 тысяч лей вместо необходимого миллиона лей. В прошлом году было перечислено всего 680 тысяч, в этом - ни одного лея. К тому же на конеферме уже полгода освещают помещения керосиновыми лампами и лампадами - нет света. Своего трансформатора не завели, а тот, что есть в районе местного аэропорта, не работает.
Недавно здесь появилась 51-я первая лошадь – мальчик, которому Константин Келеш, директор предприятие, подбирает имя. Вариантов много, а хочется найти лучшее. Мать - Ласка, отец - Желанный принц. Имя малыша нужно составить от первых букв имени матери и отца. «Как же назвать тебя?» - наклонился над жеребенком коневод и о чем-то с ним начал перешептываться, а детеныш в ответ утвердительно закивал. Потрясающая картина! И вот имя нашлось – Лебяжий Пух…
Идем дальше. Услышав голос хозяина, лошади заржали. «Здороваются!», - объясняет Константин Васильевич. А красавец Менатеп и вовсе приветствует хозяина поцелуем. На конеферме я не впервые, но ощущение, как и в первый раз, потрясающее. Беседовать с Константином Васильевичем о лошадях - одно удовольствие, иногда даже кажется, что он каким-то неведомым образом стал братом этим самым своим питомцев.
Необъяснимая любовь к лошадям, переданная сыну отцом, многие годы помогает Константину Келешу делать работу, которую не каждый способен осилить. Дождь, слякоть, снег, морозы, жара – он всегда на посту, как солдат, вместе со своими рабочими. Покормить, проследить, принять роды, заготовить корм, где подбить, где подшить, найти финансы на зарплату, до зарплаты… «Лошадям корма мы закупили в долг, - рассказывает Келеш. - У меня работает восемь человек, вдвое меньше положенного, они несколько месяцев не получают зарплату. Вот видите (показывает небольшую стопку денег. – Авт.) – пришлось занять у бизнесменов, чтобы перед праздником 8 марта зарплату людям дать, потом, когда будут средства удержу и верну долг».
Еще больше о любви Константина Васильевича говорят его картины, на которых запечатлены легендарные красавцы и красавицы. Написанные карандашом и маслом шедевры передают не только красоту и стать животного, но также характер и даже чувства каждой лошади.
Небольшой музей при конеферме обставлен картинами, наградами, племенными книгамилошадей орловской рысистой породы, в которых можно найти имена чадыр-лунгских рысаков. Его посетило за многие годы немало людей, чье воображение было потрясено всем увиденным. Об этом свидетельствует книга отзывов.
«Нас поразил дух единства человека, лошадей и собак…».
«Мы очень жалеем, что вы не являетесь одним из наших преподавателей, потому, что ваша любовь заразительна. Мы впервые в своей жизни видели такую красоту, и впечатления останутся на всю жизнь, люди вам при жизни должны поставить памятник».
«Быть в гостях у вас - одно сплошное удовольствие. Видеть такую редкую красоту, видеть все это у нас, в Буджакских степях, это гордость за свой народ, за свой край».
«Мы, делегация из Республики Беларусь, благодарим вас за ту любовь, которая живет в вас с детства и гордимся вами. Ваша душа и их души сливаются в одно целое. Эта любовь передается всем окружающим, красота, чистота, преданность – все видно в глазах, этих прекрасных животных».
«Восхищению нашему нет предела! Ваш талант, ваш труд, ваша любовь к своим питомцам - пример для всех нас».
Подобных записей очень много, нет человека, который не заметил бы искреннюю любовь и заботу директора чадыр-лунгской конефермы…
«Что же вы будете делать, если предприятие все-таки продадут или расформируют?» - спросила я. Взгляд Константина Васильевича красноречивее слов – это взгляд матери, у которой хотят отнять ребенка.
К сожалению, всего этого не знают и не понимают те, кто решил избавиться от конефермы как от тяжкой ноши государственного бюджета. Несмотря на обещание правительства передать конеферму на баланс властей Гагаузии, ее вновь выставили на приватизацию. А ведь это достояние и гордость нашей страны!
Четвероногие воспитанники Чадыр-Лунгской конефермы неоднократно становились призерами различных международных соревнований. Из многих когда-то существовавших в республике конеферм смогла столько времени просуществовать и совершенствоваться именно чадыр-лунгская. В конце концов, эти животные просто помогают людям, так как их красота и грация, их тепло наполняют душу радостью, исцеляют, а труд и преданность своим питомцам Константина Клеша вдохновляет на добрые дела. И непонятно, почему в нашей стране, где чиновники и директора некоторых организаций могут получать зарплату под сто тысяч лей, строить шикарные особняки и ездить на дорогущих машинах, невозможно сохранить такой удивительный и прекрасный уголок. Или потому что в нашей стране все решает политическая принадлежность и все делятся на «своих» и «не наших»?
Когда материал дописывался, Константин Келеш сообщил автору по телефону, что на конеферме родилось еще два жеребенка…