TOP NEWS ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВО ПРОИСШЕСТВИЯ КУЛЬТУРА СПОРТ ФОТО LIVE
AllMoldova: «Реактор» молдавского конезавода
08:57; 27 03 2014 1 4 180
AllMoldova: «Реактор» молдавского конезавода

В этом году государство продолжит избавляться от госсобственности. На аукционы выставлены убыточные фабрики, кинотеатры, гостиницы и заводы. Среди объектов — единственный в Молдове конезавод. Предприятие "Ат-Пролин", которое находится в окрестностях Чадыр-Лунги, убыточно, а, значит, должно пойти с молотка. Журналист allmoldova.com отправился на юг республики, чтобы узнать, какое будущее ждет молдавское коневодство.

Текст: Андрей Гилан, allmoldova

ДАВАЙТЕ САЖАТЬ НА КЛУМБАХ КАРТОШКУ


В Чадыр-Лунге время тянется, словно кисель. Люди вежливы, но отвечают с ленцой. Улицы немноголюдны. На автовокзале тоже тишина, только изредка ее нарушает рев двигателей приезжающих автобусов. Даже таксисты так увлечены игрой в нарды, что не обращают внимания на новоприбывших пассажиров — не зазывают как их кишиневские коллеги. Разленились…

Константин Келеш, директор конезавода "Ат-Пролин", приехал за мной на белом внедорожнике "Нива". Дороги на юге ни к черту, поэтому в Гагаузии продукты советско-российского автопрома пользуются любовью и популярностью.

Конезавод находится в пяти километрах от города. По дороге решил сразу перейти к делу и задал вопрос напрямую: "Предприятие убыточно?". Константин Келеш нахмурился. Такого рода вопросы набили оскомину. "Убыточно. Только скажите, почему люди на клумбах сажают цветы? От них нет никакого проку. Давайте на клумбах сажать картошку и кукурузу!", — выпалил он.

Чуть остыв, продолжил: "Во времена Никиты Хрущева в Советском Союзе были намечены грандиозные планы по увеличению надоев молока. Как их увеличить в кратчайшие сроки и выполнить пятилетку? За счет лошадей, которые "объедали" коров. Было принято решение на месте конезаводов создать молочные фермы, а лошадей отправить "на мясо". Многие руководители конезаводов не выдерживали и сводили счеты с жизнью. Коневоды среди работников сельского хозяйства — это "каста", а лошади — особые существа".

ПРОБЛЕМА

В том, что у Константина Келеша особое отношение к лошадям, убедился, как только приехал на конезавод. Директор, когда рассказывал о своих любимцах, то и дело называл их ласковыми именами, а жеребят именовал не иначе как "человечками", несмотря на то, что в слове "жеребенок" уже есть слово "ребенок".

"Вот поглядите на этого человечка", — Константин Келеш показал на отдельный загон, где гуляла кобылица и четвероногий малыш. — Это наша Проблема".

Проблем у предприятия предостаточно, но к этой Константин относится тепло и с любовью. Как оказалось, Проблемой зовут жеребенка.

Малыш получил столь необычное имя не случайно. "П", первая буква имени, опытным коннозаводчикам говорит, что имя его матери начинается тоже на "п", а вторая "р", что имя отца начинается на "р". Так и есть. Проблема произошла от матки Палубы и жеребца Рубина. Но это еще не все.

Проблема родилась в марте этого года с редчайшей внутриутробной аномалией — у малыша не было спайки белой линии на брюшине. Фактически, жеребенок родился с открытым брюхом, кишечник вываливался наружу. К счастью, внутренние органы не пострадали.

Любой коневод расстроился бы и смирился с тем, что малыш погибнет: такова природа, с ней не поспоришь. Константин Келеш решил бороться до конца, хотя понимал, что шансы у жеребенка равны нулю. На помощь пришел сын, Дмитрий. В свое время он пошел по стопам отца и выучился на ветврача. Действовать нужно было оперативно, каждая секунда на счету, искать описание подобных случаев в книгах некогда. Операция, которая шла с одиннадцати до часу ночи, прошла успешно. Потом коллектив конезавода буквально носил жеребенка на руках, кормил из бутылочки. Сейчас проблема гарцует и изучает мир большими фиолетовыми глазами. После этих событий крошка получила свою необычную кличку.

"В марте у меня день рождения. Проблема спасена. Для меня это самый лучший подарок, — вспоминает Константин. — Вот думаю, может, стоит переименовать ее и назвать Принцессой?".

ПРАДЕД И РУМЫНСКИЙ ВЕЛЬМОЖА

Константин Келеш — коневод в пятом поколении. Лошадей разводил его отец, дед и прадед, которого знали далеко за пределами Бессарабии.

Дед Тэнас, так звали его прадеда, Афанасия Георгиевича Келеша, был состоятельным человеком. Зарабатывал на жизнь тем, что выращивал, покупал и обменивал лошадей.

"Отец рассказывал, что когда-то к прадеду обратился важный румынский вельможа с просьбой подобрать двух коней. В назначенное время сановник пришел к деду Тэнасу. Прадед вывел к нему только одну лошадь, красивее которой тот еще не видел. Это был высокий, статный и грациозный конь с блестящей бархатной шкурой и белоснежной звездой во лбу", — продолжает Константин Келеш.

Вельможа застыл от удивления, но все же поинтересовался, где вторая лошадь. Тогда дед Тэнас завел коня в конюшню и вывел точно такого же красавца. Сановник подумал, что его разыгрывают и показывают первого жеребца. Тогда дед Тэнас вывел из стойла двух красавцев, которые были похожи как две капли воды. Вельможа ахнул от неожиданности.

ВЫСТОЯЛИ

Константин Келеш с детства мечтал о лошадях. Когда собрался выучиться на коневода-зоотехника, родители не пустили, пожалели: мальчик был хрупким. В итоге, наш герой поступил в Зооветеринарный совхоз-техникум в Карманово в Григориопольском районе.

"Закончил с отличием, получил хорошую закалку, которая помогла в Одесском университете", — вспоминает Константин. — Но я все равно рвался на родину, к своей мечте — хотел вернуться в колхоз и начать возрождать коневодство. В здешних степях столетиями занимались лошадьми, но, со временем, коневодство угасло, хотя о конях, выведенных здесь, ходили легенды.

В 1981 году Константин Келеш вернулся из армии в Чадыр-Лунгу, где работали виноградарские, садоводческие и селекционно-питомниководческие бригады, овце- и птицеферма. Везде требовался лошадиный труд.

Конезавод создали при овцеферме. При участии Келеша для племенной работы был куплен первый чистопородный орловский рысак Колдун. Конезавод стал расти и развиваться.

Сейчас от былого благополучия в окрестностях Чадыр-Лунги не осталось и следа. Знаменитая Национальная программа Pamant (в переводе с рум. — "земля", по которой крестьянам раздали землю и имущество колхозов и совхозов), закопала в землю многолетние старания. Фермы, сады и питомники были уничтожены до основания. Только конеферму и удалось сохранить, а в 1992 году конезавод получил статус племенного хозяйства.

"В 1990-е годы было невероятно тяжело. Пришлось сократить поголовье. Оставили только двух жеребцов-производителей и маток, но мы выстояли", — вспоминает Келеш. — Нас передали на содержание Чадыр-Лунге, но для города предприятие стало непосильной ношей. Тогда обратились к государству, и с 2004 года нашим учредителем стал Минсельхоз".

Константин Келеш очень не любит, когда говорят: "ваше предприятие".

"Из "моего" на "Ат-Пролин" только кошки, собаки, книги и картины", — поправляет директор.

ПРОПОЛИС

Константин Келеш предлагает пройтись по конезаводу. Первое, на что обращаешь внимание, небольшой памятник рядом с длинным беленым зданием конюшни. Это надгробие на могиле первого коня конефермы, призера выставок и соревнований — Прополиса. По правилам, Константин должен был сдать умирающего Прополиса "на мясо", но не смог этого сделать. Выкопал могилу и похоронил здесь, поставил памятник.

Имя красавца увековечено в названии предприятия "Ат-Пролин". "Ат" по-гагаузски лошадь, "Про" — первые буквы клички Прополиса, а "Лин" — Линкор, один из старейших коней завода.

ЭКОНОМИКА

Была прекрасная погода, поэтому почти всех лошадей выгнали на открытый воздух. Переждавшие недолгую, но коварную южную зиму, они грели бока под лучами мартовского солнца.

На конной ферме "Ат-Пролин" живет 56 племенных орловских рысаков, кобыл, жеребцов и жеребят. Орловский рысак — универсальная лошадь. Ее можно использовать и для верховой езды, и в спортивной упряжи, и в подводе. Предприятие поставляет лошадей для всей республики. Взращенный здесь 5-7 месячный жеребенок стоит около пяти тысяч леев. Годовалый — 8-10 тыс. леев, а двухлетняя лошадь — 12-15 тыс. леев. Это очень низкие цены, но если расценки поднять, никто не будет покупать. В стране очень низкая покупательская способность.

"Если бы была возможность, предприятие не "висело бы на шее государства", как любят повторять власти", — объяснил Константин Келеш.

У фермы нет ни земельных наделов, ни транспорта, ни пастбищ. Корма приходится закупать. Содержание лошади — удовольствие не из дешевых. Только корма для одной лошади ежегодно обходятся в тысячу долларов. А еще прибавьте уход, лекарства, витамины, топливо...

Государство выделяет на содержание фермы 750 тыс. леев год, а нужен один миллион. В прошлом году было перечислено всего 680 тысяч. В этом году финансирование оттягивалсь: с нового года до 13 марта не было перечислено ни лея.

"Конезавод - как атомный реактор: если запустил, остановить невозможно", — объясняет Константин Келеш. — Лошадей нужно кормить и поить ежедневно. Бывало, дорогу засыпет снегом, проехать невозможно. Приходилось пробираться по пояс в снегу. Периодически возникают перебои с электричеством, топливом, зимой замерзает вода, на корма не хватает денег. Но разве это может быть оправданием? Лошадь должна быть напоена и сыта. И как объяснить, что если она болеет, болеешь вместе с ней? Невозможно спать спокойно, когда лошадь чувствует себя плохо".

ПРЕДПРИЯТИЕ В ЧАСТНЫХ РУКАХ

Входим в конюшню. Лошади, услышав наши голоса, начинают тихонько ржать, переминаться с ноги на ногу и трясти головой. Уж больно им хочется внимания. Константин достал из кармана сахар-рафинад и угостил статного рысака. У него всегда в кармане рабочей куртки припасены сладкие кубики.

"Может, нет ничего плохого в том, чтобы предприятие перешло в частные руки?", — задаю провокационный вопрос. Государство настаивает, чтобы после приватизации предприятие сохранило свой профиль. Как оказалось, не все так просто.

"Ат-Пролин" занимается селекционно-племенной работой. На то, чтобы получить сегодняшних жеребцов, у Константина Келеша ушли десятилетия.
"Представьте, племенного жеребца продадут спортсмену, животное кастрируют и его племенная ценность закончится. Чтобы получить красавца, ушло десятилетие", — поясняет директор и подводит к деннику с табличкой "Буджак".

Он настоящий аристократ в лошадином мире. Как оказалось, Буджак родился от Арктиона — сына Крика и Арабики. Арабика — дочь Букета, а Букет - сын Квадрата, знаменитого рысака, которому благодарные москвичи установили в Москве два памятника.

Чтобы заниматься селекционно-племенной работой, нужно знать генеалогию, родовые линии и семейства. Константин Келеш наизусть помнит не только имена своих подопечных, даты рождения, но даже имена их мам и пап. За более детальной информацией он обращается к Государственно-племенным книгам, по которым можно определить родословную любой лошади предприятия вплоть до родившегося в 1784 году жеребца Барса, который стал родоначальником породы. Удивительно, если вспомнить, что немногие назовут отчества даже своих бабушек и дедушек.

"На конезаводе денег не заработаешь. Частный владелец или получит прибыль от продажи лошадей в ущерб селекции или продаст лошадок "на колбасу". В Румынии действует 12 конезаводов и все предприятия на дотации государства", — пояснил Константин.
Гроши

На предприятии, не считая директора, работает 8 человек — в два раза меньше, чем требуется. Зарплатная ставка у рабочих — 900 леев. Гроши! В нарушении всех правил директор платит им в двойном объеме — до 2000 леев. Другого выхода у Келеша нет. Иначе специалисты уже давно покинули бы конезавод.

"Есть ребята, которые помогают убирать, подметают, а работать с лошадьми некому", — вздыхает Келеш. — Не каждому могу доверить красавцев". Поэтому, кроме сына Дмитрия и некоторых сотрудников, директор сам занимается с животными: запрягает в беговую качалку — специальный двухколесный экипаж для бегов, или в дрожки, или гоняет на корде (длинной веревке). Каждое животное нужно выгуливать не реже одного раза в два дня. Как шутит Константин, два самых большие врага мужчины и лошади — жир и покой.

МУЗЕЙ

Напоследок Константин Келеш позвал посетить импровизированный музей на территории конезавода. Здесь выставлены элементы лошадиной сбруи, книги и архивные фотографии. На одной из них узнаю Николая Дроздова, российского телеведущего и защитника дикой природы, который искренне пожимает руку Констнатину Келешу.

"Познакомились на конференции, где были выставлены мои работы. Дроздова потрясли мои рисунки", — смущенно поясняет Константин.

Только в этот момент обращаю внимание на мольберт и большое количество рисунков и картин в зале музея. Как оказалось, все это дело рук Константина. Директор конезавода рисует с раннего детства. На одном рисунке автор запечатлел, как жеребенка пытаются разлучить с матерью, в глазах малыша страх и испуг. На другом — табун лошадей стремглав несется по степи. Автор чувствует каждое движение животных. Глаза у всех четвероногих героев — большие и выразительные. Главный персонаж всех рисунков, разумеется, лошадь.
Константину часто приходится оставаться на ночь, особенно, когда идет выжеребка. Чтобы не пропустить роды и не уснуть, директор берется за карандаш. При свете лампадки или лампы — на предприятии частенько нет электричества — он рисует своих любимцев. Картины и рисунки охотно раскупают.

Местные предприниматели не всегда жалуют безналичный расчет, поэтому деньги, вырученные от продажи картин, Константин нередко тратит то на покупку опилок, то на корма.

БЕССАРАБСКИЕ ПОМЕЩИКИ

Пока я рассматривал рисунки, Константин начал вслух читать выписки из архивных записей Якова Ивановича Бутовича, автора трудов по племенному коневодству. Их передали из музея Бутовича в Перми. Известный конезаводчик неоднократно бывал в Бессарабии, которая в XIX веке славилась лошадьми. Помещики Руссо, Кристи, Рышкан любили лошадей и жеребцов выписывали из Америки.

"Это был, несомненно, умный и хитрый человек, получивший в молодости хорошее образование. Он страстно увлекался лошадьми, очень их любил и превосходно поставил свой завод. Следует сказать, что на коннозаводческое дело он смотрел не как на забаву, а как на серьезно предприятие, а потому и поставил свой завод хорошо и с большим умением и знанием дела вел его. Руссо также был хорошим сельским хозяином и очень увлекался хозяйством, которое было поставлено у него образцово. Он почти всегда, т.е безвыездно, жил в своем имении Микэуцы (пятнадцать верст от Кишинева)", — читает Константин Келеш воспоминания о Якова Бутовича о помещике Руссо.

"Руссо был первым в России коннозаводчиком, который провел в широких размерах метизацию, то есть поставил во главе своего завода американских жеребцов... Руссо давал своим лошадям исключительно молдавские имена, и ориентироваться в короткое время в этих именах было довольно трудно. Спрос на лошадей завода в то время был очень большой, и в заводе не было ни одной продажной лошади: лучшее уходило в Одессу, где продавалось непосредственно с призовой конюшни, а брак охотно покупался в Румынии, где лошади Руссо, как и в России, завоевали себе большую известность... До завода Руссо я не видел ни одного рассадника орлово-американских лошадей и был поражен видом молодежи. Она была прекрасно воспитана и выглядела превосходно. Видно было, что эти лошади находятся в работе, превосходно кормятся и что ими неустанно занимаются...".

МЕЧТА

Краем глаза замечаю, как Константин Келеш отложил записки и разглядывает макет ипподрома, расставленный на полу. Позже узнал, что эта его сокровенная мечта, как макет под слоем пыли, давно похоронена. Константин мечтал, что когда-нибудь в Молдове будет построен ипподром, который стал бы центром притяжения взрослых и детей, а деньги от тотализатора и продажи билетов могли бы обеспечить существование предприятия. Но сейчас он давно забросил эту идею и мечтает только об одном: чтобы предприятие сохранилось для следующих поколений, стало музеем с живыми экспонатами.

"Когда на душе скверно, открываю Книгу отзывов. В ней сотни благодарственных пожеланий со всего мира. Читаю, и становится легче - значит, не зря работаю", — рассказал Константин.

P.S.: Перед выходом материала прочитал Константину текст по телефону. "Все хорошо, — услышал в трубке. — Только уж больно много внимания мне уделяете. Спасибо, конечно, но "Ат-Пролин" — это заслуга всего коллектива. Обязательно укажите", — и повесил трубку.



Подписывайтесь на наши новостные ленты в социальных сетях - в facebook, одноклассниках, вконтакте, twitter и instagram
Читайте также по этой теме:




 

Топовые новости

15:04; 21 05 2020
Минздрав: еще более 130 человек выздоровели от коронавируса
 410
14:28; 21 05 2020
Чадыр-Лунгские спортсмены стали призерами онлайн соревнований
 494
14:19; 21 05 2020
Репортаж: Новый учебный блок для молдавского лицея в Комрате
 575
13:49; 21 05 2020
Первый случай коронавируса в Авдарме. Примар обратилась к односельчанам
 958
13:10; 21 05 2020
Президентские выборы в Молдове пройдут 1 ноября
 773
13:05; 21 05 2020
Примэрия Комрата поможет благоустроить территорию турецкого консульства
 845
12:30; 21 05 2020
День возрождения Гагаузии. Первый съезд представителей гагаузского народа состоялся 31 год назад
 672
11:56; 21 05 2020
Ремонт трассы Ферапонтьевка-Авдарма: дорогу покроют слоем модифицированного асфальта
 922
11:51; 21 05 2020
Разбился ртутный термометр? Врач рассказал, какие незамедлительные меры необходимо предпринять
 1 290
11:25; 21 05 2020
Виды на урожай. Министр сельского хозяйства изучил ситуацию на полях колхоза «Победа»
 1 077
11:24; 21 05 2020
Украина откроет 66 КПП на границе с Молдовой и ЕС
 2 285
10:51; 21 05 2020
Сергей Сырбу: «наш запрос в КС не имеет ничего общего с Александром Стояногло»
 1 210
10:50; 21 05 2020
Хорошие новости: Правительство выделило 48 млн леев на строительство дороги Баурчи-Конгаз
 1 950
10:09; 21 05 2020
Инцидент в Чадыр-Лунге: преступники украли инструменты и стройматериалы из инфекционного отделения
 2 347
10:05; 21 05 2020
Полиция отыскала и передала родителям пропавшую девушку из Комрата
 4 422
Написал: СТУДЕНТ (14:03; 27 мар 2014) Сообщение #1
КЕЛЕШ КРАСАВА СНИМАЮ ПЕРЕД ВАМИ ШЛЯПУ!
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.
Аналитика

Анна Новак, Алексей Карташилов
Eva Gelato: В Гагаузии появится новый бренд мороженого

Алексей Карташилов, Анна Новак
Sweetland: Как в Гагаузии производят сладости в несладкое время

Более 2 тысяч защитных экранов для борьбы с COVID-19 получили гагаузские врачи