Ирина Влах: «Проект Кодекса об образовании подрывает основы нашего государства»
09:00; 20 07 2014
13
12 459
На минувшей неделе парламент Молдовы принял в первом чтении Кодекс об образовании, а в скором времени этот законопроект обретет силу закона. Категорически против его принятия выступила парламентская оппозиция – Партия коммунистов. Ряд депутатов от ПКРМ подвергли жесткой критике этот документ, усмотрев в нем реальную угрозу молдавской государственности и попытку подорвать устои всего общества. В беседе с корреспондентом нашей газеты депутат Ирина Влах поделилась своими соображениями, почему будущий Кодекс особенно опасен для Гагаузской автономии.
- Ирина Федоровна, практически на каждом заседании депутаты принимают новые законопроекты, почему же в Партии коммунистов придали такое значение именно этому – проекту Кодекса об образовании?
Давайте задумаемся над тем, какую роль вообще играет сфера образования в любом государстве. Детский сад, гимназия, лицей, колледж или высшее учебное заведение – это те места, где формируется мировоззрение и жизненные навыки каждого гражданина Республики Молдова.
Образование – это одна из самых затратных сфер при распределении публичных финансов. Среди экономистов есть схожее выражение, что каждый лей, вложенный в сферу образования, приносит отдачу в десять леев. Соглашусь с этим мнением, но лишь при условии, что этот лей был вложен в действительно эффективную систему, и его, простите, не «распилили» чиновники. А именно так сегодня и происходит зачастую в Молдове.
В нашей многонациональной стране образовательная система – это еще и гарант сохранения межнационального мира и согласия. Чтобы, образно говоря, выпускники двенадцатых классов из разных уголков страны - Ниспорен, Окницы, Каушан или Вулканешт, - встретившись, смогли найти общий язык в прямом и переносном смысле.
- Разве предложенный проект Кодекса об образовании не соответствует этим требованиям?
Этот законопроект не выдерживает никакой критики по многим вопросам. О чем и говорили мои коллеги по фракции во время первого чтения. Лично у меня, сложилось стойкое убеждение, что авторы законопроекта сознательно стремятся вычеркнуть из активной общественной жизни национальные меньшинства, свести к минимуму, а в последствии, и исключить преподавание на языках национальных меньшинств. Прежде всего – на русском.
Перед этим заседанием я обзвонила директоров учебных заведений из различных населенных пунктов Гагаузской автономии с одним единственным вопросом – интересовались ли их мнением при разработке проекта этой концепции. Так вот, ни с одним из них не связывались по этому вопросу ни из Министерства, ни из управления образования Гагаузии. А это были заслуженные учителя, опытные руководители, отдавшие своей профессии не один десяток лет. Более того, данный законопроект был доступен на сайте Министерства лишь на государственном языке, что уже делает его недоступным для ознакомления подавляющему большинству жителей юга Молдовы.
- То есть, представители Гагаузской автономии не принимали никакого участия в разработке проекта Кодекса об образовании? Проект Закона об образовании был написан некими чиновниками в полном отрыве от реальности Гагаузии, и при его разработке авторы даже не удосужились хотя бы для галочки ознакомиться с мнением педагогов автономии.
- Что еще смутило Вас в этом законопроекте?
Особую тревогу в этом законопроекте у меня вызывает пункт (статья 10, пункт первый – прим. ред.), согласно которому «Образовательный процесс происходит на румынском языке (что противоречит Конституции) или – в рамках возможностей образовательной системы – на языках национальных меньшинств или на одном из языков международного значения». Я сознательно делаю ударение на слова «в рамках возможностей образовательной системы». Что это означает в реалиях нашей страны? Не что иное, как юридическую лазейку.
Подтекст такой: да государство гарантирует преподавание болгарского языка в школах Тараклийского района и гагаузского – в автономии, но лишь в рамках возможностей. А государство у нас бедное, на всех денег не хватает. Поэтому если в будущем учебном году эти предметы будут исключены… ну что ж, такие вот ограниченные возможности нашей образовательной системы, скажут нам чиновники.
Собственно, это уже происходит в Тараклийском районе, чьи власти вынуждены бороться за бюджетные деньги для оплаты труда учителей болгарского. По-видимому, в Министерстве решили юридически закрепить это беззаконие.
- А что говорит проект нового Кодекса про русский язык? Этот вопрос особенно волнует жителей Гагаузии…
Проработав весь документ, я так и не смогла понять, где министерство образования видит место дисциплины «Русский язык и литература» в гимназиях и лицеях с молдавским языком обучения. Со слов министра госпожи Санду выходит, что администрации учебных заведений будут вправе выбирать два обязательных языка из трех – английского, французского, русского. То есть русский становится предметом на выбор.
Ничуть не стремлюсь принизить значение английского и французского, но хочу напомнить, что на сегодняшний день русский остается языком межнационального общения в Молдове не только согласно Концепции национальной политики, но и в реальной жизни. Ежедневно миллионы наших сограждан обращаются к русскому как внутри страны, так и за ее пределами при поездках в ближнее и дальнее зарубежье.
- К чему мы придем, исключая русский из числа обязательных дисциплин в школах?
К тому, что уже через пять-десять лет граждане одной страны – скажем, житель Чадыр-Лунги и Теленешт не смогут банально объясниться: одного так и не смогли нормально обучить молдавскому, а второго никто не учил русскому. Неужели это тот идеал, к которому стремятся чиновники из министерства? Меня лично пугает такая перспектива.
- Поднимались ли при обсуждении Кодекса об образовании массовые провалы лицеистов на экзаменах БАК-2014?
Да, мы очень встревожены этой ситуацией. В Министерстве образования говорят о 56 процентах лицеистов, не сдавших хотя бы один и более экзамен. К сожалению, у меня нет точной статистики по Гагаузии – управление образования автономии скрывает от нас эти данные. Но результаты в некоторых лицеях обескураживают. Например, в селах Этулия и Чишмикиой были допущены к экзаменам 25 лицеистов, из них смогли сдать все экзамены лишь пятеро. Вот, что неприятно удивляет в этой ситуации. В селах с общим числом населения около 10 тысяч человек набралось всего 25 лицеистов! А где же остальные? А остальные забрали свои документы и перевелись в учебные заведения Приднестровья. Уехавших так много, что в этом году появился даже новый регулярный автобусный маршрут между этими селами и Тирасполем.
Кто из этих детей вернется домой, чтобы продолжить обучение в Комратском университете или выберет Кишиневский вуз? И как поступят те, кто в этом году должен пойти в 11-12 классы? Сыграют в лотерею бакалавра с шансом на выигрыш один к пяти, либо заберут документы и тоже уедут в Приднестровский регион? Для кого наши школы обучают наших же детей?
Как сложится судьба 20 лицеистов, проваливших экзамены? Проект Кодекса на этот вопрос не дает ответа, а лишь усугубляет ситуацию. Мы спросили министра: вы действительно верите, что эти лицеисты будут усердно готовиться к пересдаче через год? Они бы и рады, но это слишком непозволительная роскошь для сельских семей. Скорее всего, они уедут на заработки туда, где не спрашивают дипломы и оценки на бакалауреате. И этих детей наша страна тоже потеряет. Как уже потеряла в прошлом году триста лицеистов из Гагаузии, перешедших только за прошлый учебный год в школы Приднестровья.
- Вообще, проблема «бегства» учащихся в Приднестровье – эта проблема есть только в Гагаузии?
Насколько мне известна, аналогичная тенденция – бегства лицеистов в Приднестровский регион - наблюдается не только в Гагаузии, но и в школах Дубоссарского, Криулянского, Резинского и других районов нашей страны. Наша фракция считает, что все ресурсы министерства должны быть брошены на удержание лицеистов и выпускников вуза, а не на их насильственное вытеснение за левый берег Днестра и на заработки. К чему, собственно говоря, и приведет проект этой концепции, если он будет принят парламентом.
Проект Кодекса об образовании – в нынешнем виде – это бомба замедленного действия для основ молдавского общества. Он делит наших детей на учащихся первого и второго сорта – одним даются возможности для обучения и будущей карьеры, другим – только новые препятствия. Именно поэтому фракция Партии коммунистов Республики Молдова выступает категорически против его принятия и призывает своих коллег из правящей коалиции не поддерживать данный законопроект.