«МВ»: В австрийском плену гагаузские крестьяне научились вести хозяйство по-европейски
10:10; 26 09 2014
5
4 889
Прошел целый век с тех пор, как началась Первая мировая война. Многие события тех дней стерлись из памяти, а исторические факты покрылись вековой пылью. Спустя сто лет многие общественные деятели Гагаузии забеспокоились по поводу того, что очень мало фактов на самом деле сохранилось об участии гагаузов в этой войне. Произошел разрыв связи поколений, и многие молодые люди не знают ничего о своих предках, участвовавших в Первой мировой и награжденных Георгиевскими крестами.
Международная научная конференция «Первая мировая война и русский мир» прошла в Кишиневе в четверг под эгидой Российского центра науки и культуры. В ней приняли участие ученые из России, Болгарии, Молдовы. Степан Булгар, Константин Курдогло, Федор Куру, Виктор Чернев и многие другие гагаузские писатели и краеведы смогли найти немало интересных фактов об участии гагаузов в Первой мировой войне. А Светлана Капанжи, председатель общественного объединения «Центр Диалог» из Чадыр-Лунги, выиграла грант фонда «Русский мир» на проект восстановления и сохранения памяти об участниках Первой мировой войны 1914 -1918 годов из Гагаузии «Память забытой войны». Светлане удалось найти множество имен и фамилий солдат, воевавших в Первой мировой.
«Идея возникла у меня давно, когда я писала о репрессированных, ведь многие из них были участниками той войны, - рассказал Светлана Капанжи. - Сегодня, по прошествии стольких лет, конечно намного сложнее восстановить картину прошлого. Очевидцев уже нет в живых, приходится работать с архивами и с родственниками, но не все помнят рассказы дедов. Я интервьюировала около 50 семей, изучала архивы, собрала более ста фотографий военного периода. Но в национальном архиве мало информации: десятилетия идеологической пропаганды стерли память о Первой мировой»
Чадыр-Лунгская волость Бендерского уезда Бессарабской губернии в годы Первой мировой войны включала 11 сел: Чадыр-Лунга, Авдарма, Баурчи, Бешгиоз, Валя Пержий, Гайдары, Джолтай, Казаклия, Кириет-Лунга, Кирютня и Твардица. Здесь к началу 1915 года проживало, согласно справочной книге Кишиневской епархии, 31 559 человек. За все годы войны в армию призвали около 3500-4000 тысяч мужчин, рассказывает Светлана.
Они сражались преимущественно на Западном и Кавказском фронтах. Участвовали в известных операциях - Горлицком прорыве (лето 1915-го), Виленской операции (август 1915-го), Брусиловском прорыве (лето 1916 года).
Много погибло в Первую мировую уроженцев Чадыр-Лунги – более 70 человек, а также воинов из Баурчи, Валя-Пержи, Кортена, Гайдар и Казаклии и других сел. В Чадыр-Лунгской волости были свои герои, награжденные Георгиевскими крестами, медалями «За храбрость» и другими наградами. Георгиевский крест был самой большой наградой, которой награждали за конкретный личный подвиг.
Как рассказала Светлана, полными Георгиевскими кавалерами, награжденными четырьмя крестами, в волости, со слов очевидцев, были: Константин Петрович Новачлы и Георгий Федорович Гаста из Чадыр-Лунги, Захарий Стефанов Доломанжи из Твардицы, Давид Захарович Гургуров из села Кортен. Были кавалеры одного, двух, трех Георгиевских крестов.
В 1918 году оставшиеся в живых участники Первой мировой стали возвращаться домой. Светлана Николаевна хорошо помнит рассказы своего деда Михаила Афанасьевича Капанжи, который также был участником войны: «Дед был призван в армию в январе 1917 года, воевал в составе 22-го Кавказского полка, рассказывал, что после революции 1917 года его полк находился в Карской крепости и в городе Сарыкамыш, что на границе с Турцией. Остатки армии на 14 эшелонах двинулись на Тифлис. Дошли до Ростова. Часть воинов рассеялась по России. Бессарабцев отпустили домой. Прадед со стороны матери Александр Иванович Михов тоже воевал и погиб на войне, оставив сиротами двух малолетних сыновей в селе Валя-Пержей. Все, что от него осталось, - фотография, которая бережно хранилась в семье все эти годы».
После 1918 года стали возвращаться домой и военнопленные. Многие находились в австрийском плену, иные – до десяти лет, причем вспоминали об этих годах положительно: многие, работая у местных фермеров, переняли новые методы ведения хозяйства и выучили немецкий язык.
«Печальна судьба другого баурчинца по фамилии Орманжи, - пишет в своей книге писатель из села Баурчи Константин Курдогло, немало сделавший для изучения гагаузской истории. – Судьба Василия Петровича сложилась неординарно, часто бросала ему вызов, как и всему поколению XX века, которому по возрасту суждено было принять участие в русско-японской и Первой мировой войнах. Орманжи наряду со многими призывниками из села Баурчи был призван на войну в составе царской армии. Его пехотный полк воевал на австро-венгерском фронте… Попал в плен к австрийцам. И вот Бог его миловал, в 1918 году австрийское командование построило пленных, оставшихся в живых, и приказало выйти из строя всем бессарабцам, которых впоследствии отпустили домой. Это произошло по договору между Румынией и Австрией. Прибыв домой весь измученный, еле живой, Василий Орманжи не нашел в живых никого из семьи, все умерли, да и родные думали, что он мертв. Пришлось заново начинать жизнь. Следует заметить, что, создав новую семью, он, благодаря большой силе воле и огромному трудолюбию, сумел завести хорошее домашнее хозяйство. В 1947 году Орманжи арестовали как кулака и осудили на пять лет лишения свободы с отбыванием наказания в тюрьме Криково. Вслед за главой семьи в 1948-м был осужден его сын Константин на пять лет с отбыванием наказания в тюрьме города Бендеры. А спустя год вся семья, точнее, жена, дети, сноха и внуки Василия Петровича были депортированы как кулаки в Сибирь. Умер он в 1986 году, не дожив до своей реабилитации».
«Что бы ни говорили, я считаю, что Первая мировая война – забыта, и наш долг восстановить историческую справедливость, – рассказывает Светлана Капанжи. Мы должны вспомнить и восстановить имена наших земляков, прошедших через жернова этой кровавой бойни, и напомнить о славных сыновьях гагаузского, болгарского, молдавского и других народов, призванных в русскую из Гагаузии, об их героизме и самоотверженности в борьбе за Отечество».
С 1 сентября по 10 октября среди учащихся школ, студентов учебных заведений и других жителей региона, интересующихся историей Первой мировой в рамках проекта проходит конкурс эссе на тему «Мои земляки – участники Первой мировой войны». Но это не все, что планирует осуществить Светлана Капанжи: в планах - книга о Первой мировой войне с именами и фамилиями бессарабцев - ее участников. А самое важное - если удастся найти необходимые средства, будет установлен памятник воинам первой мировой войны в парке Чадыр-Лунги.