Демократическая партия Молдовы провела на территории страны «праймериз», то есть открытое голосование граждан за кандидатов от партии в парламент страны. В голосовании приняли участие десятки тысяч человек. Пресса, однако, пишет, что не все люди добровольно участвовали в «выборах», а активисты партии навязывали людям уже готовые списки для голосования.
Первый в Молдове национальный «праймериз» прошел в воскресенье, 28 сентября. На территории страны, в офисах Демпартии в восемь утра были открыты 42 избирательных участка. Еще два участка заработали в Италии, для молдавских мигрантов. Закрылись участки ровно в восемь вечера.
«Списки были готовы заранее» За несколько дней до голосования журналисты предупреждали о массовых нарушениях, которые позволяют себе активисты Демпартии на территории Гагаузии. Хотя «праймериз» предполагал добровольное и осознанное участие граждан в голосовании, раздающие помощь пенсионерам муниципальные работники просили у них «для отчетности» ксерокопии паспортов и предлагали проголосовать за определенных людей.
Один такой готовый список опубликовал житель Комрата Сергей Пашков. В списке были указаны имена Николая Дудогло, Демьяна Карасени, Мариана Лупу, Корнела Дудника и Александра Стояногло. «Демократические выборы от ДПМ! Вот такой интересный список показала моя мама... Этот список ее, «по-соседски» попросила отнести в штаб ДПМ одна из активисток партии Валентина Ч., как личную инициативу. Стоимость «подачки» выплатим, а из партии ее исключайте по-хорошему!», - сказал Сергей Пашков.
Днем позже журналисты опубликовали еще один список кандидатов, распространяемый в комратском микрорайоне «Туканяска». Первая тройка кандидатов была той же. Четвертым в списке был первый вице-председатель ДПМ, олигарх Влад Плахотнюк, а пятым – генсек ДПМ Константин Ботнарь.
Как рассказал новостному порталу Gagauzinfo.MD один из жителей «Туканяски», пожелавший не называть своего имени, в микрорайоне ежедневно работали агитаторы Демпартии. Они открыто распространяли среди жителей уже готовые списки кандидатов в депутаты парламента, за которые «обязательно нужно проголосовать». «У нас на «Туканяске» распространяют такой список. Могу назвать даже имена агитаторов – это Дмитрий Аврамов, Петр Куртев, Петр Мавроди и Андрей Болгар. В центре города жителям предлагают и другие имена, но что интересно, везде первым номером является Николай Дудогло», - сказал житель Комрата.
«Голосуем добровольно-принудительно» В день голосования в Комрате уже традиционно осуществлялся подвоз граждан к офису Демократической партии, находящемуся вблизи комратской примэрии. У дорог стояли машины такси, микроавтобусы и легковые автомобили. Они приезжали, выгружали людей и ехали за новыми «избирателями».
Людей массово свозили к урнам для голосования при помощи админресурса и в Кишиневе. Так, телеканал JurnalTV распространил информацию о том, что сотрудников государственных учреждений, даже не являвшихся членами ДПМ, заставили прийти и проголосовать. Более того, люди говорят, что они получили четкие указания, кого выбрать в списке, если они хотят сохранить свои рабочие места.
Как рассказал один из работников Moldelectrica, «в пятницу у нас было заседание, и начальник сказал нам, что мы должны быть в воскресенье в 10 часов дня у Дворца железнодорожников, проголосовать за кандидатов в списки ДПМ». «Он сказал нам, кто должен быть первым, кто должен быть вторым, третьим. Сначала мы должны были выбрать министра экономики Адриана Канду, вторым - Валерия Трибой, третьим – вице-министра Федора Копач. Четвертым в списке должен быть генеральный директор нашего учреждения», - сказал рабочий.
Некоторые из тех, кто пришел на избирательный участок на улице Тигина в Кишиневе, думали, что пришли выбирать президента страны. Другие сказали, что они не имеют права общаться с прессой. Многие избиратели, прибывшие на избирательный участок в Страшенах, вообще не знали, зачем и за кого голосуют. Председатель предвыборной комиссии ДПМ Сергей Сырбу рассказал журналистам, что Демпартия не прибегала к давлению на граждан в процессе их волеизъявления. Однако он признал, что есть риск того, что один человек мог проголосовать несколько раз, так как избиратели не были зарегистрированы.
«Нет гарантий, что не было никаких нарушений. Безусловно, существует риск неоднократного голосования, но, учитывая, что у нас был избирательный участок в каждом районном центре, вряд ли уместно было бы голосовать слишком часто, так как расстояние большое», - сказал Сырбу.