Анализ IPN: Больше, чем выборы: гагаузские особенности парламентской кампании
10:01; 12 10 2014
6
2 675
Предвыборная суета идёт по всей Молдове, но в Комрате она имеет особенный накал. Местная специфика избирательного процесса становится не только испытанием на прочность демократической системы Молдовы, но и тестом на прочность государственного суверенитета.
Для жителей и, главным образом, для политической элиты Гагаузской автономии грядущие парламентские выборы – это не только вопрос формирования высшего законодательного органа страны. В силу местной специфики, стартовавшая избирательная кампания происходит здесь в контексте более широкого круга вопросов. Это и представительство региона в центральных органах власти, и продвижение гагаузских интересов в рамках молдавской политики, и возможность использования автономии со стороны внешних сил в качестве рычага влияния на развитие общественно-политических процессов в Молдове.
Союзы по расчёту
Главная особенность парламентской кампании на территории Гагаузии обусловлена наличием на местном уровне собственных ярко выраженных политических процессов. Здесь к республиканским выборам добавляются ещё две кампании – башканские и выборы депутатов Народного собрания. В автономии существуют региональные политические организации, а также политические лидеры. Более того, по некоторым исследованиям, проводившимся в крае несколько лет назад, интерес местных жителей к политическим процессам в автономии преобладал над интересом к республиканским событиям, а «собственные» политики пользовались большим доверием, чем национальные лидеры.
Учитывая все эти нюансы, молдавским партиям, участвующим в парламентских выборах, гораздо легче найти себе в союзники местного политического тяжеловеса который бы представлял партийные интересы, чем продвигать свой имидж самостоятельно. Именно по такой схеме действовали и продолжают действовать все главные политические силы страны. Примечательно также, что руководители местных филиалов республиканских политических структур зачастую исповедуют принципы, противоречащие официальной «линии партии». Такая идеологическая автономность входит в цену, которую готовы платить молдавские партии за гагаузский электорат.
В свою очередь гагаузские политики через такое сотрудничество получают возможность достигать собственных политических целей, - от проходного места в предвыборном списке на парламентских выборах до политической и адмнистративной поддержки в местных кампаниях.
«Гагаузская партия»: не в этот раз
Помимо сотрудничества с республиканскими партиями в гагаузском обществе давно существует идея о необходимости создания собственной политической структуры, которая бы имела возможность баллотироваться в парламент не на правах младшего партнёра, а самостоятельно. Подобные надежды поначалу возлагались на Партию регионов Молдовы, которую создала команда действующего башкана Михаила Формузала. Однако, идея, имевшая общественный консенсус в теоретическом её виде, пока не получила политической реализации на практике. Как мы знаем, ПРМ создала предвыборный блок с Социал-демократической партией Виктора Шелина, а руководство Народного собрания с группой депутатов поддержало и вовсе другого конкурента – Партию социалистов Игоря Додона. Учитывая также политические амбиции местных политиков, выступающих под вывесками ПКРМ, ДПМ и ЛДПМ, говорить о перспективах «гагаузской партии» пока не приходится. Возможно, в будущих кампаниях обстоятельства и политическая конъюнктура позволят этому проект «выстрелить», но не в этот раз.
Блеф бойкота
Ещё одной чертой парламентской кампании, немыслимой в любом другом районе страны, является постоянная тень бойкота выборов. Если быть точным, то речь идёт об угрозе бойкота выборов в случае нерешения Кишинёвом ряда актуальных проблем в отношениях в Комратом. Этим летом, к примеру, ряд депутатов НСГ заявляли о готовности призывать население к игнорированию парламентских выборов в случае, если Гагаузии не будет предоставлена пятиместная квота в парламенте. Об оправданности такого политического шантажа говорили не только общественные деятели края, но даже и высшее руководство. Однако, практика многих предвыборных кампаний показывает, что чем ближе дата выборов, тем тише звучат подобные угрозы. Кто-то из «бойкотёров» вдруг обнаруживается в предвыборном списке одной из партий, ну а другие смиряются с мыслью, что идея бойкота просто нереализуема в нынешних условиях.
Экзамен на субъектность
О том, что Гагаузия является специфическим элементом в молдавско-российских отношениях, который может использоваться Москвой для продвижения своего влияния в нашей стране, говорилось давно. А после прошедшего 2 февраля 2014 г. в автономии непризнанного высшими властями страны референдума о внешнем векторе развития (напомним, что по итогам плебисцита более 98% голосовавших высказались за интеграцию Молдовы в Таможенный союз), эта идея укрепилась рядом серьёзных аргументов. Главный из них - эксклюзивное снятие эмбарго для гагаузских виноделов, а также обсуждающаяся перспектива снятия ограничений на экспорт для, опять же, гагаузских производителей плодоовощной продукции.
В этом контексте представляется вполне логичным, что Москва в своей стратегии на молдавских парламентских выборах будет активно задействовать «гагаузскую составляющую». Как уже было отмечено, на сегодняшний день гагаузские политики участвуют в предвыборной гонке в разных партийных упряжках, хотя и под дублирующими друг друга лозунгами. И если под финал кампании эти силы объединятся, то за данным решением не в последнюю очередь будут стоять их московские партнёры.
Каждый из перечисленных «гагаузских нюансов» имеет определенное влияние на общий характер избирательной кампании. Так, политические союзы с местными группами влияния, создают электоральные преимущества и имиджевые издержки для молдавских партий. Всевозможные угрозы бойкота и осуществляемый под них политический торг, являются проверкой на прочность демократической системы. Но активизация внешних сил поднимает проблему уже другого плана, а именно - иммунитета государства, его способности сохранять свой суверенитет. Впрочем, данные риски, если оценивать молдавский политический процесс в целом, исходят из противоположных геополитических центров. Это говорит о том, что Республика Молдова, к сожалению, не добилась субъектности даже на собственной территории.