Лучиан Костин Бонча, советник EUHLPAM: «НАБПП становится гарантом качества молдавских пищевых продуктов»
13:04; 14 03 2015
0
1 514
Агропромышленный сектор Республики Молдова считается одним из наиболее уязвимых в результате либерализации торговли с Европейским союзом, с внедрением Соглашения об ассоциации и создании Зоны свободной торговли. Одно из опасений обусловлено тем, что европейские стандарты, которые неизмеримо выше уровня нашей перерабатывающей промышленности, могут стать серьезным препятствием для экспорта молдавской продукции на рынки ЕС.
В целях оказания молдавским производителям помощи в достижении уровня международных стандартов в сфере здоровья животных, растений и безопасности пищевых продуктов, а также гарантирования потребителям полного соответствия продуктов «made in Moldova» этим требованиям, в 2013 году было создано Национальное Агентство по безопасности пищевых продуктов (НАБПП).
О роли и задачах НАБПП в контексте Зоны свободной торговли мы побеседовали с господином Лучианом Костином Бонча, советником Миссии ЕС высокого уровня по консультированию Республики Молдова в вопросах публичной политики (EUHLPAM).
— Господин Бонча, в какой мере Агентству по безопасности пищевых продуктов, которое является новой структурой для Молдовы, удается соответствовать цели, для которой было создано?
— Агентство является унитарной структурой, роль которой – гарантировать потребителям, как Республики Молдова, так и стран, в которые экспортируются молдавские продукты питания, что эти пищевые продукты не представляют опасности для их здоровья. Помимо этого, агентство защищает пищевую промышленность и потребителей от некорректных или мошеннических торговых практик. Хотя, как вы отметили, НАБПП является «молодым» учреждением, я считаю, что оно адекватно соответствует миссии, для которой было создано. Самым убедительным тому доказательством являются результаты последних оценок, произведенных учреждениями Евросоюза, которые положительно оценили деятельность агентства и разрешили доступ на рынок Евросоюза для новых категорий продуктов, произведенных в Молдове. Последний пример – разрешение доступа для продуктов рыболовства, а именно икры, которую можно экспортировать с ноября 2014 года.
— Почему НАБПП является важной структурой для производителей, желающих экспортировать в ЕС?
— На основе национальных контрольных программ, которые, в свою очередь, составлены в соответствии с международными профильными требованиями, агентство осуществляет проверки на всех этапах продовольственной цепочки – от уровня фермы до конечного потребителя. Представители НАБПП первыми напутствуют производителей в вопросах стандартов – существенных и обязательных для осуществления экспорта, - а затем, на основе этих проверок, обеспечивают сертификацию продуктов, являющихся предметом экспорта.
«Есть новые понятия, которые следует знать и производителю, и потребителю»
— С каким «планом действий» вы приехали в Кишинев? — Прежде всего, нужно довести до конца процесс институционального строительства НАБПП, начатый еще в 2010 году, когда правительство обязалось реализовать Стратегию в области безопасности продуктов питания. Я задался целью, чтобы совместно с командой агентства предпринять необходимые шаги для практического внедрения профильного законодательства в процессе создания Зоны свободной торговли с ЕС. Другая важная задача заключается в том, чтобы мерами, проводимыми Национальным агентством по продовольственной безопасности, и на основе гарантии, предоставляемой им в отношениях с европейскими учреждениями, изыскать новые возможности для экспорта молдавских пищевых продуктов на рынок Евросоюза, что обеспечит устойчивое развитие экономики и сельского хозяйства вашей страны.
— Каковы главные вызовы, с которыми Вам довелось столкнуться?
— Из всех законодательных пакетов ЕС, тот, который относится к сфере деятельности агентства, поистине является самым комплексным. Для внедрения и применения этих нормативных актов необходимо время, но и существенные финансовые ресурсы, в том числе со стороны операторов пищевой промышленности. Это законодательство относительно новое и на уровне Европейского союза, оно вводит и ряд новых понятий – анализ риска, принцип предосторожности, первичная ответственность операторов пищевой промышленности. Это понятия, которые должны знать, понять и освоить в равной степени лица, задействованные в продовольственной цепочке, и потребители.
Помимо этого, тот факт, что в Молдове широко распространена эксплуатация животных – в селах каждое хозяйство содержит животных или выращивает овощи либо фрукты, - затрудняет внедрение национальных контрольных программ, разработанных в соответствии с утвержденными и отвечающими международным критериям новыми стандартами. Соответственно, возникает необходимость выделения повышенных финансовых и кадровых ресурсов. — Какое место занимают эти проблемы в общем «пейзаже» нашего сельского хозяйства?
— Безусловно, все упомянутые мною вызовы вписываются в общий контекст сельского хозяйства Республики Молдова, а причины этого кроются и в самой аграрной системе, функционирующей на данный момент в стране. Переход к новой системе, основанной на законодательстве Евросоюза, это трудный этап, особенно в силу внушительного различия в порядке восприятия регулирующих актов. Новое законодательство намного «адаптабильнее» к виду и природе деятельности, осуществляемой операторами сектора пищевой промышленности, однако, в то же время, оно предполагает принятие ими на себя ответственности за организованное производство и размещение продуктов на рынок. Также, в новой законодательной концепции, контрольные системы должны быть унитарными и очень четко определены, чтобы быть способными принимать меры, предотвращающие поставку на рынок ненадежных продуктов.
«Это путь, который по силам и Республике Молдова»
- Какие решения предлагаете вы и насколько восприимчивы к ним коллеги из Молдовы?
- Решения вытекают из практик, уже используемых в различных странах Европейского союза, в зависимости от специфики каждой меры. Например, чтобы помочь участникам продовольственной цепочки легче понять, как функционируют новые законодательные пакеты на уровне сообщества, в некоторых из этих государств власти совместно с отраслевыми профессиональными ассоциациями разработали специальные справочники, руководства. Коллеги из НАБПП крайне позитивно отнеслись к этой практике - до сих пор разработано и выпущено много релевантных информационных материалов. Помимо этого, было организовано много учебных мероприятий, семинаров на тему новых требований в области безопасности пищевых продуктов.
— Чем показателен и важен для нас опыт Румынии или других стран ЕС? — Фактическая ситуация, от которой начали путь к Евросоюзу многие из нынешних стран – членов сообщества, в частности те, которые вступили в ЕС после 2004 года, во многом аналогична нынешней ситуации в Молдове. Речь идет о доле сельского хозяйства в национальной экономике, о сельскохозяйственных моделях и торговых отношениях, существовавших в предшествующий вступлению период. Я участвовал во всех этапах, которые прошла в агропродовольственной сфере Румыния для вступления в ЕС – приведение национального законодательства в соответствие с нормами сообщества, учреждение агентства, отвечающего за безопасность пищевых продуктов, подготовка персонала и операторов данного сектора, модернизация и реструктуризация предприятий по производству продуктов питания, утверждение для экспорта. Было совсем нелегко, но я убежден, что это путь, который – посредством внутренних усилий и при внешней поддержке, но особенно при наличии твердой воли – по силам и Республике Молдова. «Доверие к агентству будет означать и доверие к стране»
— Каким образом Национальное Агентство по безопасности пищевых продуктов будет способствовать продвижению доступа молдавских товаров на рынок сообщества?
— Для аналогичных международных учреждений, но и для потребителей, НАБПП является гарантом определенных стандартов по безопасности пищевых продуктов. В контексте торговых изменений в рамках Зоны свободной торговли, данное учреждение обеспечивает сертификацию продуктов – обязательная процедура для экспорта. Для европейских потребителей, либо из других стран, единообразие осуществления проверок означает уверенность в том, что они защищены от потенциальных рисков для здоровья. Более того, агентство обеспечивает здоровье животных и растений – существенное требование для осуществления торговых операций в рамках Зоны свободной торговли. Фактически, НАБПП становится гарантом качества и безопасности молдавских продуктов. А доверие к агентству означает и доверие к стране в качестве поставщика пищевых продуктов, соответствующих стандартам Европейского союза.
— НАБПП означает только тенхнические стандарты или и ментальные стандарты?
— Вне всякого сомнения, что безопасность продуктов питания является и ментальным стандартом. Это причина, по которой для нас крайне важно, чтобы потребителя правильно информировали о мерах, которые мы будем проводить в дальнейшем. Только таким образом мы сможем избежать паники или недоверия в том, что касается определенных пищевых продуктов. А доверие, как известно, не приходит само по себе, его нужно завоевать и, особенно, сохранить. Именно поэтому, нужно продолжить работу для открытия новых экспортных возможностей, для новых продуктов. Нужно завершить процесс адаптации законодательства и создать необходимую инфраструктуру для официальных проверок. Речь идет о реструктуризации и модернизации всех лабораторий, о создании контрольных пунктов на границе. Это существенные условия для того, чтобы молдавские производители могли продавать как можно больше категорий пищевых продуктов в Евросоюзе или в других третьих странах. А в долгосрочной перспективе это укрепит имидж Республики Молдова как серьезного и заслуживающего доверия партнера.
- Благодарим за интервью и желаем больших успехов в дальнейшем!
В 2001 году стал лиценциатом в области ветеринарной медицины, окончив Бухарестский университет сельскохозяйственных наук и ветеринарной медицины. Обладает богатым профессиональным опытом, накопленным в течение 12 лет работы в качестве советника Национального санитарно- ветеринарного агентства по безопасности пищевых продуктов Румынии. Занимался адаптацией и внедрением законодательства ЕС в области безопасности продуктов питания, разработкой процедур внедрения законодательства ЕС, применения законодательства сообщества, а также модернизацией предприятий в процессе вступления Румынии в ЕС. С 2014 года является Советником EUHLPAM – Миссии ЕС высокого уровня по консультированию Республики Молдова в вопросах публичной политики, - в рамках Национального агентства по безопасности пищевых продуктов.
Что такое EUHLPAM?
Миссия ЕС высокого уровня по консультированию Республики Молдова в вопросах публичной политики, запущенная в январе 2010 года, является проектом, финансируемым Европейским союзом и внедряемым Программой развития Организации Объединенных Наций в Молдове.
Миссия предусматривает привлечение в основные государственные учреждения группы международных экспертов высокого уровня в целях оказания поддержки в процессе разработки, внедрения и мониторинга государственных политик и релевантных мер. Миссия оказывает поддержку правительству в реализации программы реформ в области европейской интеграции, в частности, в развитии способностей по внедрению Соглашения об ассоциации, в том числе Зоны свободной торговли.
Текущий мандат миссии истекает в июне 2015 года.
Андрея Штефан
Статья, опубликованная в приложении Обьектив Европа, изданного Ассоциацией независимой прессы. Другие статьи по вопросам европейской интеграции, вы можете прочитать по адресу
Данная публикация стала возможной благодаря щедрой поддержке американского народа осуществляемой посредством Агентства США по Международному Развитию (USAID). Высказанные мнения принадлежат API и не отражают в обязательном порядке взгляды USAID или Правительства США.
Визит в Республиканский центр ветеринарной диагностики. Автор: Андрея Штефан
Учебный семинар для ветеринарных врачей на тему законодательства в потребительском секторе яиц. Автор: Андрея Штефан[center]