«Скоарца» «рэзбой», «черга», «лэйчер», «шатранка» и «мицелле» - все эти слова, не имеющие аналогов в других языках и уже почти неизвестные многим даже у нас, относятся к молдавскому культурному наследию в области ковроткачества. К множеству разновидностей молдавского традиционного ковра относится и так называемый «коворул ын бумбь» - ковер, выполненный в крайне сложной и непривычной технике плетения узлами, напоминающими по виду пуговицу («бумб» по-молдавски), который помимо удивительной красоты обладает и лечебным эффектом. Эта техника ковроткачества, появившаяся в 18-19 веках, вскоре исчезла из обихода, но вновь возродилась, благодаря искусным рукам народной мастерицы Татьяны Попа. И благодаря ее же стараниям и усилиям, покоряет сегодня сердца почитателей мануфактуры во всех уголках мира. Подобные ковры сейчас ткут мастерицы села Паланка района Кэлэрашь, а полюбоваться ими можно в местном Музее «Casa părintească» («Отчий дом»). Андрея Штефан
Родители народной мастерицы Татьяна Попа были добрыми хозяевами в полном смысле этого слова – работящими и наделенными Божьей искрой таланта. В их доме не было покупной мебели – все, от лавок до утвари, было делом рук отца, а ковры, полотенца, одежда – творения рук матери, модистки и портнихи села. Подобно тысячам других хозяйственных людей этого края, ее родителей сослали в Сибирь. Снова ступить на порог отчего дома Татьяне довелось только в 90-годы, когда добилась возвращения конфискованного родительского дома. Собрала по селу мебель и другие вещи, сделанные с любовью искусными руками ее родителей, и открыла настежь двери отчего дома, но на сей раз всему миру – в качестве Музея «Casa Părintească».
Здесь же Татьяна Попа возродила технику плетения ковра «ын бумбь», об истоках которого мало что известно. Запрутские исследователи не нашли ничего подобного в этим ковровым изделиям в Румынии. В Музее этнографии и естественной истории Молдовы выставлены два ковра «ын бумбь», найденные в районе Фэлешть и датирующие 19 веком. Исходя из этих соображений, исследователи склонны считать: так называемый «Ковор ын бумбь» изобретен в Молдове. «Техника плетения таких ковров схожа со старинным традиционным элементом вышивки, который до сих пор применяется в орнаменте вышитых национальных сорочек. Сложнее всего было понять, как делается основа, но мне удалось разобраться. Потом я несколько усовершенствовала технику закладывания основы и технику работы, ввела в обиход специальную булавку, чтобы облегчить работу женщин, которые до крови ранили свои пальцы нитями основы…», - рассказывает мастерица.
Между традиционными ценностями и хорошим источником дохода
Слава ковра «ын бумбь» перешагнула пределы родной страны, разлетелась по всему миру, за моря и океаны, благодаря Татьяне Попа. Ковры, вытканные техникой плетения узлами «ын бумбь» Татьяной Попа или обученными ею женщинами, украшают дома в Канаде, Израиле, Франции и Италии. Мастерица убеждена, что плетение этой разновидности ковров может стать хорошим источником дохода. Именно поэтому она обучила этой технике женщин из разных зон страны, от Чадыр-Лунги до Теленешть.
В музее «Casa părintească» села Паланка района Кэлэрашь выствлены старинные ковры, которым более ста лет, вытканные руками матери народного мастера Татьяны Попа, и мебель, сделанная ее отцом. Это отчий дом для всех и каждого, ибо у каждого переступившего порог этого дома возникало ощущение, что они вернулись в свой родной дом, дом родителей или дедов.
Курсы были организованы в рамках летних школ по обучению женщин азам предпринимательской деятельности. Многие из них стали настоящими мастерами ковроткачества и сейчас зарабатывают этим народным промыслом. «Мы готовы поделиться своим умением с каждым желающим освоить это искусство. Чем больше людей будут работать на этом поприще и чем больше мастерских будет создано в стране, тем быстрее сможем решить проблему рабочих мест. Этот народный промысел может обеспечить доход и, соответственно, стать хорошим подспорьем для женщин, которые не могут найти себе работу», - говорит Татьяна.
Ковер размером в 50/50 можно соткать за три-четыре дня. «Кажется, что техника очень простая, но на самом деле это очень кропотливая работа», - говорит мастерица. Над большим ковром, размером в два метра на полтора метра, четырем женщинам нужно поработать четыре месяца, а то и больше. Коврик размером 50/50 стоит около 200 леев, а цена за большой ковер может доходить до 11.000 леев, однако труд мастериц заслуживает много большего, уверяет Татьяна Попа.
Ковер «ын бумбь», здоровье под ногами каждого
Название «ковор ын бумбь» обусловлено техникой плетения. Узлы плетения имеют форму пуговицы, называемой в народе «бумб». Поскольку каждый узел имеет выпуклую форму, эта разновидность ковра обладает уникальным терапевтическим эффектом, поэтому очень полезно ходить по такому ковру босыми ногами или же лежать на нем… Он не такой красочный как ковры «скоарцэ», вытканные крупными цветами ярких цветов. Именно поэтому ковры «ын бумбь» не пользовались популярностью и были преданы забвению в Молдове.
«Главная миссия ковра «ын бумбь» - лечебная. Он не является элементом декора, как остальные разновидности традиционных модавских ковров, типа «скоарца» или «пэретар». Он стелится на пол, для массажа стопы, а если таким ковром застелить кровать, то это поистине терапевтическое сокровище. Поэтому, независимо от декоративных тенденций, такой ковер хорошо смотрится в любом доме», - уверяет народная мастерица из села Паланка.
Татьяна Попа страстно желает, чтобы все люди вернулись к исконным ценностям, ценили вещи ручной работы, поскольку такие вещи долговечны и могут передаваться из поколения в поколение. «Люди забыли, почему молдаване делают подарки на праздники, какова суть традиции дарить вышитые полотенца, ковры и другие вещи ручной работы. Их предназначение не сводится лишь к использованию в домашнем обиходе, это память о чем-то или о ком-то. Так, уникальная вещь ручной работы хранит и передает через века память о человеке, создавшем или подарившем эту вещь. Сейчас же люди дарят «для галочки» вещи дорогостоящие, но далеко не бесценные. Бесполезные безделушки, которые ни к чему нельзя применить. А жаль… Людям следовало бы различать дорогие вещи от бесценных и ценить их по достоинству», - говорит мастерица.
Статья, опубликованная в приложении Обьектив Европа, изданного Ассоциацией независимой прессы. Другие статьи по вопросам европейской интеграции, вы можете прочитать по адресу
Данная публикация стала возможной благодаря щедрой поддержке американского народа осуществляемой посредством Агентства США по Международному Развитию (USAID). Высказанные мнения принадлежат API и не отражают в обязательном порядке взгляды USAID или Правительства США.