|
Институт омбудсмена должен быть прозрачным и обеспечивать диалог с гражданами |
|
12:51; 12 10 2015 |
|
0 |
|
1 704 |
|
На протяжении нескольких лет, эксперты в области прав человека отмечали, что деятельность института парламентских адвокатов - Центра по правам человека Молдовы (ЦПЧМ) неэффективна и его нужно реформировать. На данный момент, при поддержке Совета Европы, эта реформа в процессе реализации, а специалисты ратуют за прозрачность деятельности Офиса народного адвоката.
Неэффективность деятельности ЦПЧМ была обусловлена, с одной стороны, недостаточным финансированием, что подрывало способность нанимать персонал, пользоваться хорошо оборудованными помещениями и проводить определенные мероприятия в соответствии со своими полномочиями, а с другой стороны – низким уровнем способностей работников на индивидуальном и институциональном уровнях. Необходимость реформирования этого института предусмотрена и в Стратегии реформы сектора юстиции на 2011-2016 годы.
План действий по реализации этой стратегии предусматривает институциональное реформирование ЦПЧМ, а также изменение порядка назначения и оценки достижений парламентского адвоката.
Реформирование данного учреждения уже началось, таким образом, в 2014 парламентский адвокат был заменен народным адвокатом. Согласно внесенным изменениям в национальное законодательство, Народный адвокат (омбудсмен) обеспечивает соблюдение прав и свобод человека органами публичной власти, организациями и предприятиями независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, некоммерческими организациями, а также должностными лицами всех уровней.
Народный адвокат должен быть ближе к гражданам
По утверждениям экспертов в области прав человека, общество нуждается в более прозрачной деятельности института Народного адвоката. «Деятельность учреждения может стать результативной при условии регулярного общения с гражданами, в том числе посредством средств массовой информации.
Если Народный адвокат ежемесячно организовывал бы пресс-конференции, на которых сообщал людям о рассмотренных случаях и выявленных недостатках/нарушениях, я уверена, что гражданское общество оказывало бы ему помощь во многих ситуациях. И здесь я имею в виду не давление на судебную сферу, а определенные системные проблемы, которые нуждаются в обсуждении и рассмотрении. Так будет ощущаться, что данное учреждение защищает интересы народа», - заявила исполнительный директор Организации Transparency International-Moldova Лилия Каращук.
Большей прозрачности в деятельности данного института требуют и внешние партнеры нашей страны. В середине июля текущего года, Совет Европы запустил проект «Поддержка реформы уголовного правосудия в Республике Молдова», а на презентации проекта обсуждался и вопрос о необходимости продолжения реформы института Народного адвоката. Участники события отметили, что национальным властям следует учесть рекомендации Совета Европы по созданию Офиса народного адвоката в соответствии с Принципами, касающимися статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека, принятыми Комиссией ООН по правам человека, называемыми также «Парижские принципы».
Начальник Управления внедрения прав человека на национальном уровне Директората по правам человека Совета Европы Татьяна Термачик говорит, что реформа предполагает повышение эффективности института Народного адвоката, а одним из ключевых направлений его деятельности должно стать постоянное сотрудничество с гражданским обществом. Помимо этого, необходимо улучшить качество докладов омбудсмена и их широкое распространение среди работников сектора юстиции, государственных служащих и общественности.
Народный адвокат Михаил Которобай отметил, что учреждение ставит перед собой цель стать посредником между гражданами и властями: «Я объявил открытость и прозрачность. Передо мной народ, за спиной – правители, а в своей позиции посредника я настроен быть очень активным».
Иностранцы помогают нам улучшить деятельность Народного адвоката.
Проект «Поддержка реформы уголовного правосудия в Республике Молдова», стоимостью в 2 миллиона евро, финансируется Правительством Дании. Он предусматривает поддержку для реформирования прокуратуры, Офиса народного адвоката, но и поддержку для внедрения механизма предотвращения пыток. Данный проект является частью Плана действий Совета Европы по поддержке демократических реформ в Республике Молдова на 2013-2016 годы и предусматривает предоставление нашим властям необходимой помощи в реализации мер, предусмотренных Стратегией реформы сектора юстиции.
Глава Офиса Совета Европы в Кишиневе Жозе-Луис Херреро отметил, однако, что результаты деятельности данных учреждений после реформирования должны быть убедительными. «Молдова получает техническую помощь от Совета Европы, а эксперты обмениваются опытом, но вся помощь должна быть заметной, то есть привести к изменениям в стране», - подчеркнул Жозе-Луис Херреро. Лилия Захария
Текстовка: Татьяна Термачик, Жозе-Луис Херреро и экс-министр юстиции Владимир Гросу на презентации проекта «Поддержка реформы уголовного правосудия в Республике Молдова».
Фото: Лилия Захария
Подписывайтесь на наши новостные ленты в социальных сетях - в facebook, одноклассниках, вконтакте, twitter и instagram
Читайте также по этой теме:
|
|
|
|
|
Топовые новости
|
|
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.
|