23 декабря Гагаузия отметит очередную годовщину принятия парламентом Молдовы закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), наделяющего регион с компактным проживанием гагаузов правами автономии. В первой статье из данного цикла публикаций был сделан вывод о том, что и спустя 21 год после создания автономии «гагаузский вопрос» остается открытым. А прошедшие десятилетия с точки зрения реальной интеграции гагаузов в молдавское общество были во многом потрачены впустую.
Вопрос о том, почему такой интеграции не произошло, заслуживает отдельного рассмотрения. Во-первых, это является частью более широкой проблемы. Ведь эффективно интегрировать в молдавское общество и процесс государственного строительства не удалось не только 150 тыс. гагаузов, но и практически весь значительный сегмент населения, условно именуемый «русскоязычными» или «русофонами». Просто случай с гагаузами более нагляден ввиду их компактного проживания на юге страны.
Во-вторых, о провале интеграционной политики с одинаковым сожалением говорят как представители мажоритарной нации, так и сами гагаузы. Причем каждая из сторон винит в этом друг друга. В Кишиневе сетуют, что гагаузы не хотят учить румынский язык, говорят по-русски, любят Россию, не поддерживают евроинтеграцию, а стало быть «нелояльны» молдавскому государству.
В Комрате парируют, что Центр не создал условий для изучения гагаузами госязыка, не выделяет денег на поддержку гагаузского языка и культуры, не прислушивается к мнению южан, а в центральных органах власти практически нет гагаузов и выходцев из региона.
Из простого перечисления традиционных тезисов сторон можно сделать вывод, что само понятие «интеграции» стороны видят и понимают совершенно по-разному. При этом гагаузы не устают подчеркивать, что другой родины кроме Молдовы для них нет, и вне единой, целостной и независимой Республики Молдова они себя не мыслят. Однако продолжают натыкаться на упреки в «недостаточной лояльности» к собственной родине. Причем звучат эти обидные для гагаузов упреки не только на бытовом, но и на самом высоком политическом уровне.
Так, в июне 2012 года в ходе состоявшейся в Стамбуле встречи с тогдашним президентом Турции Абдуллой Гюлем молдавский президент Николае Тимофти заявил, что гагаузы должны быть «более лояльны государству Республика Молдова». «Хотелось бы, чтобы представители гагаузского национального меньшинства повернулись лицом к Западу - туда, где Республика Молдова видит свое будущее", - сказал молдавский президент.
В октябре того же года на осенней сессии ПАСЕ тот же Тимофти развил «гагаузскую тему». Он сказал, что на изучение, поддержку и развитие гагаузского языка из молдавского бюджета выделяются существенные средства, однако «они не желают изучать свой язык». «Изучение гагаузского языка там на очень низком уровне, вместо этого все говорят по-русски», - добавил молдавский руководитель. Власти Гагаузии, к слову, тогда назвали данное заявление Тимофти "личным оскорблением" каждого гагауза.
Минус геополитика
Не будь Николае Тимофти президентом страны, призванным представлять всех ее граждан, его можно было бы поблагодарить за возможность столь точной диагностики того, что именно в Кишиневе на протяжении всех этих лет понимали под «интеграцией» гагаузов и других меньшинств, и почему такая «интеграция» закономерно провалилась.
Все просто. Вместо планомерной и терпеливой работы по построению инклюзивного общества людям с их особым историческим, лингвистическим и мировоззренческим базисом навязывается фальшивая геополитическая повестка, еще более раздражающая и раскалывающая общество.
Вместо органичного включения в молдавскую гражданскую нацию, интеграции в управленческую элиту и участия в процессе построения и развития молдавского государства гагаузов обвиняют в нелояльности этому государству и сепаратизме.
Вместо внедрения в автономии системы бесплатных курсов изучения румынского языка – попрекают тем, что они говорят и учатся на русском языке, который для большинства гагаузов исторически является вторым родным, языком образования, науки, культуры, межнационального общения – фактически «окном в мир».
В отличие от остальной территории Республики Молдова в школах Гагаузии изучается не два и не три, а как минимум четыре языка – три официальных (гагаузский, русский, молдавский/румынский) и как минимум один иностранный. Большее языковое разнообразие является конкурентным преимуществом: выпускники могут поступить как в высшие учебные заведения Молдовы, так и в вузы России, Турции, Румынии, других стран.
На уровне автономии, несмотря на довольно однородный национальный состав (82% населения - гагаузы), официально закреплено представительство меньшинств в руководстве органов власти. Одним из вице-спикеров Народного собрания избирается представитель отличной от гагаузской национальности. Молдаване, русские, украинцы, болгары широко представлены в Исполкоме автономии.
Возможно, некоторым интеграционным механизмам, принципам и подходам, используемым в Гагаузии, стоило бы поучиться самому Кишиневу. И поменьше политизации, менторства и высокомерия. Подлинная интеграция в полиэтничном, многоязычном и поликультурном государстве – дорога с двухсторонним движением.
Этот материал относится к циклу статей «Развитая автономия — Развитое государство», публикуемых в рамках проекта «Поддержка диалога между органами власти в контексте Автономно-территориального образования Гагаузия», реализуемого «Пилигрим—Демо» при поддержке посольства Великобритании в Кишиневе и через Фонд предотвращения конфликтов, содействия стабильности и безопасности. Мнения, изложенные в данной статье, являются авторскими и не обязательно отражают точку зрения правительства Великобритании.