Глава Гагаузии обозначила наиболее острые аспекты взаимоотношений между Кишиневом и Комратом
12:36; 16 02 2016
0
1 602
Новостной портал Gagauzinfo.MD публикует полный текст выступления башкана Гагаузии на международной конференции SHIFT, которая проходит в эти минуты в селе Авдарма, Комратского района.
Уважаемые организаторы и участники конференции!
В международной конфликтологии Гагаузию принято рассматривать как уникальный случай мирного разрешения межэтнического конфликта на евразийском пространстве. Действительно, за два с половиной десятилетия молдавский народ и народ Гагаузии прошел тернистый путь от прямой конфронтации и ксенофобии до мирного сосуществования в рамках единого государства.
Наш позитивный опыт всегда вызывал неподдельный интерес у экспертов, изучающих схожие конфликты на Балканах и постсоветском пространстве. Но, к сожалению, «гагаузская модель» автономии так и не вошла в учебники как модель для подражания. Как это стало, к примеру, с автономией Южного Тироля в Италии, Северной Ирландии в Великобритании или Аландских островов в Финляндии. Более того, «гагаузскую модель» не хотят рассматривать в качестве примера для подражания даже в рамках переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем по вопросу будущего статуса Приднестровья.
В молдавском руководстве делают вид, что гагаузский вопрос решен давно и бесповоротно. И к процессу воссоединения страны наша автономия может иметь только опосредованное отношение. С другой стороны, в Тирасполе даже на экспертном уровне в качестве максимальной уступки Кишиневу рассматривают федеративную модель, но никак не автономию в составе унитарного государства.
В этот контексте возникает резонный вопрос. Почему «гагаузская модель» разрешения межэтнических конфликтов не может быть притягательной даже внутри Молдовы. Не говоря уже об «экспорте» нашего опыта за рубеж? Чтобы ответить на этот вопрос, на мой взгляд, нужно вернуться к азам конфликтологии. Как известно, конфликт может считаться исчерпанным лишь в том случае, если его обе стороны удовлетворены достигнутым компромиссом. А что получается в нашем случае?
В 1994 году народ Гагаузии отказался от построения собственного государства взамен на особый правовой статус автономии в составе суверенной и независимой Республики Молдова. Базовые компромиссные договоренности – как-то порядок формирования и компетенцию региональных органов власти, механизм назначения ответственных должностных лиц на территории Гагаузии в силовых структурах, вопросы экономической деятельности и многие другие внутренние аспекты функционирования автономии – легли в основу принятого в 1994 году Закона об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери).
Кишинев взял на себя и еще одно ключевое обязательство – привести в соответствие с Законом об особом правовом статусе Гагаузии все принятые до 23 декабря 1994 года законы и нормативные акты. А также вести законотворческую деятельность, не нарушающие те или иные положения нашего базового законодательного акта.
У руля молдавского государства с тех пор побывали три президента, полтора десятка премьер-министров, но общий подход центра к региону оставался неизменным. Ни один нормативный или законодательный акт в республике так и не был приведен в соответствие с Законом «Об особом правовом статусе Гагаузии». А значит, важная компромиссная договоренность между Кишиневом и Комратом так и осталась на бумаге.
Участие главы автономии в процессе принятия решений на республиканском уровне также носит скорее декларативный, нежели практический характер. Будучи по статусу членом правительства, башкан не имеет полномочия блокировать те или иные решения, идущие в разрез с интересами жителей автономии.
Представительство жителей автономии в центральных органах власти – аппарате правительства, министерствах, профильных ведомствах мизерно. А, скажем, в Высшей судебной палате, Конституционном суде, Счетной палате, Координационном совете по телевидению и радио, диппредставительствах Молдовы за рубежом вы с трудом найдете хотя бы одного выходца из автономии.
Серьезно ущемляются интересы жителей Гагаузии при распределении кредитов и грантов, выделяемых Республике Молдова иностранными донорами. За последние пять лет европейские партнеры выделили на реализацию различных инфраструктурных проектов в Молдове более миллиарда лей. Какая доля от этих средств досталась Гагаузии? Один-два процента.
Вызывает беспокойство и тот факт, что жители Гагаузии порой чувствуют себя «лишними людьми» в собственной стране. Республиканские власти последовательно «выдавливают» русский язык из общественно-политического пространства Молдовы. Но при этом не прилагают значимых усилий для обучения государственному языку жителей гагаузской автономии. Может ли модель решения межэтнических конфликтов, обремененная таким багажом накопившихся противоречий, быть привлекательной? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден.
Уважаемые коллеги!
Я обозначила лишь некоторые, наиболее острые аспекты во взаимоотношениях между Кишиневом и Комратом. Справедливости ради, надо признать, что весь этот груз нерешенных проблем нас преследует уже два десятка лет. И в этом контексте я могу только приветствовать инициативу спикера парламента г-на Канду. После безрезультатной работы первой комиссии по гармонизации республиканского и регионального законодательства по его инициативе парламентарии Молдовы и Гагаузии предпримут вторую попытку заняться этим вопросом по существу.
Власти Гагаузской автономии, со своей стороны, нацелены на высокопродуктивную работу и конкретные результаты в краткосрочной перспективе. Важным условием эффективности совместной комиссии является вовлечение в ее деятельность представителей гражданского общества и экспертов.
Желаю всем участникам мероприятия содержательных дискуссий и надеюсь на плодотворное сотрудничество в будущем.
Прямая текстовая и видеотрансляция международной конференции «Shift» проходит в селе Авдарма во вторник, 16 февраля. Организатором конференции является неправительственная организация «Пилигрим-Демо». Подробнее>>>