(ИНТЕРВЬЮ) Олег Фистикан о легионерах, ситуации в «Саксане» и молдавском футболе в целом
10:23; 1 04 2016
0
1 740
Свой футбольный путь Олег Фистикан начал в Школе Олимпийского резерва в Кишиневе, когда ему было 10 лет. В 16 лет дебютировал во второй лиге Чемпионата Молдавии в составе «Кожушны», после чего перешел в «Кодру» Калараш, выступающим тогда в Национальном Дивизионе. Будучи игроком «Кодру» получил множество предложений от тогдашних клубов Высшей Лиги, в том числе от отечественных «грандов» — тираспольского «Тилигула» и кишиневского «Зимбру». В итоге, Олег Фистикан выбрал «Зимбру», в составе которого позже стал пятикратным чемпионом страны и двукратным обладателем Кубка Молдавии.
В 2000 году получил серьёзную травму колена, которая выбила его из спорта почти на два года. Залечив травму, некоторое время поиграл в кишиневском «Агро» и атакском «Нистру» и уехал в Казахстан, где выступал сперва за «Окжетпес», а затем за ФК «Тараз». В Казахстане Олег Кириллович провел 4 года, после чего вернулся на Родину. Последней командой Олега Фистикана стала рыбницкая «Искра-Сталь», которой тогда руководил хорошо известный чадыр-лунгским болельщикам Влад Гоян. Поиграв там полгода, Фистикан решил завершить карьеру игрока в возрасте 33-х лет.
Выступая на позиции защитника, Олег Фистикан провел 26 матчей за Национальную сборную Молдавии.
Будучи тренером, возглавлял юношескую сборную Молдавии, кишиневский «Зимбру», а также работал в Академии казанского «Рубина».
В беседе с пресс-службой нашего клуба Олег Кириллович поделился мнением о проблемах молдавского футбола, рассказал о внутренних делах команды, а также предположил вероятного победителя Лиги Чемпионов.
— Олег Кириллович, ранее Вы уже руководили клубом Высшей Лиги. С какими ожиданиями возвращались в молдавский чемпионат? Чего ждали, на что рассчитывали, какие задачи перед собой и командой ставили?
— Понятно, что хотелось вернуться домой. Получил в России много знаний, и хотелось бы все это воплотить в жизнь. Несмотря на положение команды в турнирной таблице, я получаю хороший опыт. Прежде всего, опыт работы в Высшей Лиге. Нужно уметь адаптироваться к разным ситуациям. У меня такой характер — всегда стараюсь преодолевать трудности. Поэтому для меня это вызов. Кроме того, я очень соскучился по семье, три года их не видел. Это тоже большой плюс.
— Как на Ваш взгляд изменился Национальный Дивизион с тех пор, как Вы завершили карьеру футболиста? Вырос ли общий уровень чемпионата?
— Уровень упал, однозначно. Может быть, из-за того, что сейчас в НД много молодых игроков, а в молодости, как правило, много неточности. Идет процесс обучения. Нужно адаптироваться к молодым игрокам, а молодым нужно адаптироваться к нашим реалиям. Если бы с финансовой ситуации в Национальном Дивизионе было все отлично, к нам приезжали бы хорошие футболисты и чемпионат был бы сильнее. Но в то же время, наша задача сейчас — сконцентрироваться на молодёжи. У нас есть хорошая молодёжь и есть время, чтобы обучить ее и выйти на более высокий уровень. Все критикуют молдавский футбол, но я думаю, что мы на правильном пути. Просто нужно время.
— У Вас за плечами огромный опыт работы в юношеском футболе. Назовите главную, на ваш взгляд, проблему современного молодого молдавского футболиста.
— Во-первых, в каждом молодом игроке необходимо формировать личность. Футболист — это человек. Он должен понимать, что хорошо, а что — плохо. Его нужно адаптировать. Тем более, в нашей стране сейчас не все хорошо в социальном плане. Во-вторых, если говорить о тренировочном процессе, нельзя тренировать технику без тактики. Нужно, чтобы футболист развивался, чтобы он умел принимать решения на поле. Футболист должен понимать, для чего вообще он выполняет те или иные задания. Нужно, чтобы в тренировочном процессе обязательно решались какие-то задачи, чтобы футболист обучался и прогрессировал, а не просто пришел на тренировку, пожонглировал, передачи сделал — для него в этом нет ничего нового. Он должен постоянно задавать себе вопрос: «Чему я научился на тренировке?».
— Согласны с тем, что Ваше поколение футболистов было более ответственным и целеустремленным, нежели современное?
— Да, согласен. Причина, скорее всего, в том, что мы были воспитаны в другом обществе. Прежде всего, речь о воспитании в семье. Сейчас многие родители уехали заграницу на заработки. Деньги — это, конечно, неотъемлемая часть, без них не проживешь. Поэтому большая ответственность возлагается на учителей, тренеров, на дедушек с бабушками. По сути, как они воспитают — таким и будет подрастающее поколение.
— С чем, на Ваш взгляд, связаны отрицательные результаты Национальной сборной Молдавии?
— Тренер сборной не сможет за 3-4 дня адаптировать игрока. Он может стратегию выбрать, тактику на игру, отработать стандартные положения, но адаптировать игрока к высоким скоростям не может. Серьёзная задача стоит перед клубами — нужно повышать темп игры.
— Основной костяк сборной, в принципе, составлен из игроков, которые играют в хороших зарубежных клубах. Разве их там этому не научили?
— Опять же, в каких клубах они играют. Артур Ионица, Александр Епуряну, Александр Гацкан — три человека, которые могут играть в быстрый футбол. Остальные ребята приезжают из команд, которые исповедуют оборонительный стиль игры, а мы требуем от них играть в атакующий футбол. Если человек привык сидеть в обороне, он будет там сидеть. Нельзя за 3 дня обучить его атаке. То, что тренируется в командах — это и есть потенциал игрока.
— В последнее время в молодёжной сборной было немало хороших, талантливых игроков, однако в Национальной сборной одни и те же лица. В чем главное препятствие обновления сборной? Футболисты снижают к себе требования или же тренеры не дают шанса? Часто первые обвиняют во всем вторых, и наоборот...
— Тренерская деятельность — это вообще субъективное мнение. Не думаю, что какой-то тренер во вред себе не вызовет игрока. Все зависит от того, какой стиль игры он исповедует. Например, если тренер любит атаковать — он выберет более атакующих футболистов. Молодое поколение не имеет достаточного опыта. Они учатся, учатся и тренеры — как и в какой футбол играть с этой молодёжью.
— Лимит на легионеров — убийца молдавского футбола или же наоборот, его спаситель?
— Нет, не убийца. Легионеры должны быть, но хорошего уровня. Не более четырех-пяти футболистов. Главное, нужно повысить планку, чтобы это были как минимум игроки сборных. Я не говорю, что должен быть железный игрок основы, который провел за сборную сто игр, нет, но хотя бы членом сборной или кандидатом в сборную он должен быть. Это квалифицированный футболист, у которого наши футболисты смогут чему-нибудь научиться.
— А пункт о «молодых» лимитчиках в командах Высшей Лиги как-то помог нашей молодежке?
— Конечно. Если бы не этот пункт, молодёжи не было бы совсем. Есть регламент, и он должен работать. Не нужно просто «забивать» молодыми дыры в составе и бояться через них играть. Их нужно обучать, они должны прогрессировать.
— Как правило, именно так и происходит. Молодыми действительно «затыкают» дыры, потому что нет футболистов, нет школ...
— С этим нужно было столкнуться, нужно было начать. Теперь необходимо время. Сейчас клубам не комфортно, их заставили вспомнить, что у них есть юноши, есть дети, что их необходимо обучать. Опять же, нужно воспитывать личности. Футболист должен доказывать, что он не игрок замены. Для этого нужна конкуренция, она заставляет игрока развиваться. За счет этого, из года в год, футболисты прибавят. У нас ведь это правило ввели 2-3 года назад. Это капля в море. Нужно хотя бы 10 лет, чтобы мы что-то получили с этого лимита.
— Грядущий сезон обещал большие изменения в отечественном футболе. В частности, речь шла о чемпионате дублеров, однако его решили отложить. Как думаете, такой турнир подтолкнул бы юношеский футбол Молдавии вперед?
— Навряд ли. Во-первых, всё упирается в финансы. Во-вторых, за дубль часто играют те футболисты, которые не проходят в основу. Лучше, чтобы молодёжь играла в Национальном Дивизионе, где существуют приемлемые условия для игры в футбол.
— В «Саксане» под Вашим руководством тренируются преимущественно молодые игроки. Исключение составляют разве что Попович и Негру. Знаю, что работа с юношами для вас даже предпочтительнее. Удается ли максимально точно и понятно донести свои идеи до молодых ребят?
— Конечно, лучше спросить у них. Первые две-три недели для них были стрессовыми: новые упражнения, новые требования; как принимать мяч, как действовать, когда мы владеем мячом, когда мы без мяча и так далее. Идет адаптация, потихонечку ситуация выравнивается. Нужно время.
— Вы – демократичный тренер? Или же у Вас более жесткие методы работы?
— Я демократичный до поры до времени. Доверяю и могу проверить. Например, если мы договорились, что отбой в 23:00, футболисты должны это выполнять.
— Вечером обходов по базе не делаете? Нарушителей не выискиваете?
— Нарушители сами ловятся (смеется). На тренировке всё видно: кто спал, кто не спал.
— У многих футбольных людей есть свой набор примет. Кто не бреется, кто специально на матчи надевает «фартовый» костюм. Вы – суеверный человек?
— Я бы не сказал, что суеверен. Стараюсь просто не обращать внимания на это. Но автобусу до игры задним ходом ездить точно нельзя (смеется).
— Несмотря на турнирное положение, «Саксан» пытается играть в открытый футбол. Что для Вас все-таки предпочтительнее: играть первым номером, как можно чаще атаковать, демонстрировать красивый и быстрый футбол или же запереться на своей половине поля, отдать инициативу сопернику, однако получить при этом гарантированные очки?
— Ну, гарантированные очки никто не дает. Хоть ты два «автобуса» перед воротами ставь — всё равно забивают, таков современный футбол. Мы должны уметь играть и с мячом, и без него, но запираться на своей половине поля — это, однозначно, не мой футбол. Нужно играть агрессивно как в атаке, так и в отборе, независимо от соперника. Было такое, задают мне вопрос: «Мы сегодня играем от обороны или атакуем?» Футболисты настолько привыкли отсиживаться в обороне, что они попросту не верят в себя. Говорю: «Хорош трусить. Нет здесь ни «Барселоны», ни «Реала» — одинаковые игроки. Просто пока они более организованы, чем мы». Наша задача — поверить в себя и играть быстро.
— Перед возобновлением чемпионата к главной команде подтянули пятерых местных юных ребят. Как оцените их прогресс?
— Прогресс налицо. Они быстрее схватывают то, что я даю. Их еще никто не испортил (смеется). Все заметили, что ребята сильно прибавили, не боятся принимать мяч, активны в атаке, стараются отрабатывать в обороне.
— При составлении вопросов заметил, что главное слово нашей сегодняшней беседы — проблемы. Не могу не спросить об атаке. Нет голов — как собираетесь решать эту неприятность?
— Мы уже создаем голевые ситуации. Все упражнения в тренировочном процессе направлены на взятие ворот. Моменты есть, но ребята в себе не уверены. Почему? Потому что до этого им мало доверяли. Будем продолжать работать. Если есть моменты, значит, мы на правильном пути. У футболиста должна быть мотивация, должно быть желание забить гол, отдать завершающий пас.
— Как оцениваете фанатское движение? Мне известно, что вы один из немногих специалистов, который достаточно серьёзно относится к 12-му игроку...
— По сравнению с Кишиневом, здесь болеют очень здорово. Это большой плюс. Ребятам приятно. Люди приходят на тренировки. Всегда приятно, когда о тебе не просто вспоминают, а думают.
— Молдавский «околофутбол» — еще одна тема с пометкой «проблема». Как клубам заинтересовать СМИ и спонсоров? Например, та же Мальта может похвастаться трансляциями матчей внутреннего чемпионата по ТВ...
— Ну, по крайней мере, когда играл я — вообще ничего такого не было. Сейчас мы сильно продвинулись вперед. В любом случае, какие-то матчи транслируются, пресса работает. Нужно еще шажочек сделать. Это уже менеджмент. Этот процесс нужно организовать. Кроме того, правительство должно подключиться. Развитие спорта — это плюс для всей страны. Правительство должно это понимать. На футболе люди снимают стресс, они отдыхают, общаются. Как говорится, «Москва не сразу строилась». Нужно развиваться дальше.
— Ваш эталон футболиста?
— Человек с характером и мотивацией, склонный к обучению. Он не должен останавливаться на достигнутом. Футбольная жизнь очень коротка. Несмотря на все свои знания и опыт, нужно обучаться и стремиться к чему-то лучшему. Современная молодёжь заканчивает с футболом, не начиная (улыбается). Если даже что-то не получается, но человек стремится — это уже достойно уважения.
— А если говорить о каком-то футболисте?
— Паоло Мальдини. Был настоящим лидером своей команды.
— А идеал тренера?
— Гвардиола и Моуриньо. Даже не по стилю игры, а больше по духу. Мне нравится, что они оба не останавливаются на достигнутом. Они стремятся к чему-то новому. Постоянно совершенствуются.
— Какой футбол Вам более предпочтителен: академичный и дисциплинированный, когда каждый занимается на поле строго своим делом или же Вы — приверженец импровизации?
— В обороне — организация и дисциплина, в атаке — организация и импровизация. При защите все должно быть четко и по принципам. Игроки зависят друг от друга. Если один выпадает, проблемы у всей команды. В атаке индивидуальное мастерство является приоритетным, однако футболист должен понимать, что с этим мячом следует делать. Не просто катать мячик туда-сюда и в итоге его потерять, а забить гол.
— Какую победу вы бы предпочли: 1-0 или 5-3?
— 3-0 (смеется). Не люблю пропускать голы.
— Кто, на Ваш взгляд, станет обладателем Лиги Чемпионов в этом году? И почему?
— Думаю, «Барселона». У них сыгранная команда, футболисты прекрасно чувствуют друг друга. Луис Энрике усовершенствовал стиль игры, команда играет быстрее, все время ищет свободные зоны. Сопернику сложно адаптироваться к такому стилю. Даже если соперник обороняется всей командой, они всё равно находят свободное пространство.