В Пскове прошли Дни гагаузской культуры, благодаря которым псковичи узнали, что некоторым православным алкоголь помогает не только отдыхать, но и работать.
А кроме того, в эти Дни гагаузы, которых во всём мире едва ли наберётся больше, чем жителей административного центра Псковской области, убедительно доказали скобарям, что даже самый маленький народец способен благополучно рождать собственных если не платонов, то леаонардо да винчей – настоящих многоталантливых титанов эпохи возрождения (гагаузской культуры).
Наш уголок я уберу цветами
Дни гагаузской культуры начались с открытия в Псковской областной научной библиотеке гагаузского «уголка» - с книжками про гагаузов и на гагаузском языке.
Интересно, что до 1957 года гагаузы не имели собственной письменности. А в гагаузских школах родной язык стал обязательным предметом только с 1986 года.
ЮНЕСКО внёс гагаузский язык в официальный список исчезающих. А спасти его от забвения гагаузам помогла уроженка Санкт-Петербурга Людмила Покровская, которая до такой степени влюбилась в этот народ и в эту культуру, что даже завещала похоронить себя на гагаузской земле, что и было исполнено.
Вот эта самая Людмила Александровна Покровская, профессор-востоковед, и разработала для гагаузов алфавит. Сначала на основе кириллицы, а после распада СССР – на базе латинской графики.
С 1996 года гагаузы официально пользуются латинским алфавитом, но, например, газета «Голос истины» у них выходит одновременно и на латинице, и на кириллице - чтобы её могли читать все поколения гагаузцев.
Кстати, один номер этой газеты теперь имеется и в Псковской областной научной библиотеке. А вместе с ним гагаузы подарили псковичам 70 книг.
В том числе единственный гагаузский роман и сборник стихотворений Пушкина на гагаузском языке, который все первым делом и кинулись листать, пытаясь прочесть по-гагаузски хрестоматийные вирши.
Самые мирные сепаратисты
Первым гагаузским этнографом был генерал Валентин Мошков. Как и разработчица гагаузского алфавита, он не был гагаузом, а родился в Костромской губернии, но тем не менее считается основоположником гагаузоведения.
Кстати, наука эта очень мудрёная, хотя бы потому, что на сегодня существует 21 версия происхождения гагаузов.
Этнографы подозревают, что предки гагаузов пришли на Балканы с Алтая. По крайней мере, доподлинно известно, что в начале XIX века они по приглашению российских властей на очень выгодных условиях заселили Бессарабию и с тех пор начали осознавать себя отдельным народом.
В 1906 году гагаузы даже попробовали обособиться и провозгласили Комратскую республику, которая просуществовала целых 5 дней.
В 1990-м снова они снова стали бороться за свою государственность – уже в виде непризнанной Республики Гагаузия. А потом мирно (чем очень гордятся) урегулировали с Республикой Молдовой все свои государственные притязания и с 1995 года благополучно влились в неё в виде АТО - автономного территориального образования.
Как единственный в мире православный тюркский народ гагаузы очень хотят дружить с русскими. Тем более, что русский язык для них почти такой же родной, как и гагаузский, а православие они считают «стержнем гагаузской государственности» (одна из подаренных Псковской библиотеке гагаузских книг так и называется).
В Гагаузии даже службы в православных храмах ведутся на двух языках: русском и гагаузском.
Всего в Гагаузии живёт примерно 160 тысяч гагаузов. А в мире их насчитывается около 250 тысяч человек.
Вишни – во!
Чтобы понять, чем живёт этот удивительный народ, надо посетить открывшуюся в Псковском музее-заповеднике выставку гагаузской живописи и графики. Там представлено 50 полотен, которые рассказывают о гагаузской истории, легендах и даже об экономике этой территориальной автономии.
Открывая эту выставку, заместитель башкана (так называется глава Гагаузской автономии), во всяком случае, попросила первых посетителей обратить внимание, сколько на картинах гагаузских художников сочного винограда и спелых персиков – которые и составляют основу экономики Гагаузии.
Первые посетители пригляделись получше и вдобавок обнаружили на гагаузских картинах вишни величиной с кулак, решив, что это, наверное, какой-то особенный сорт. Ну и заодно позавидовали, какие гагаузам достались плодородные земли.
Пристально разглядывая гагаузскую живопись, псковичи, кроме того, спросили у гагаузских художников, почему они так часто изображают на своих картинах людей со стаканами.
Работник омратской художественной школы (всего в Гагаузии три художественные школы) Виталий Манжул объяснил: это потому, что у каждого уважающего себя гагауза есть хоть маленький, но виноградничек, а значит, и подвал с винными бочками.
По его словам, гагаузы считают, что вино помогает им работать и даже приближает к Богу, поскольку будит в человеке творческую силу.
Но это если знать меру. А что бывает, когда гагаузы теряют чувство меры, показано на полотнах гагаузского художника Григория Дечева, который с юмором живописует, как излишние возлияния пробуждают в человеке вовсе не божественное, а животное начало.
Судя по выставке в Псковском музее, гагаузские художники работают во всех стилях: есть среди них и символисты, и реалисты, и абстракционисты.
И даже собственный прославленный анималист – Константин Келеш, более известный в Гагаузии и за её пределами как селекционер рысаков орловской породы. Оказывается, разведение чистокровных лошадей – это ещё одна статья доходов Гагаузской автономии. Причём, на территории Молдавии орловских рысаков только гагаузы и разводят.
Тот же самый Константин Келеш, по словам его коллеги-живописца, лично принимает у лошадей роды – вот почему он с таким знанием дела изображает этих прекрасных животных.
Другие гагаузские художники оказались людьми не менее разносторонними. Тот же Виталий Манжул тем же вечером предстал перед псковичами в неожиданном амплуа.
Вдруг выяснилось, что он не только профессиональный живописец, но и профессиональный певец. Во всяком случае, на концерте в Большом зале Псковской областной филармонии его представили как «любимца» гагаузской публики и первого в истории Гагаузии рэпера. А ведь он ещё к тому же скульптор, композитор и продюсер.
Гагаузский рэп его собственного сочинения оказался, и вправду, забористым. По крайней мере, воспитанники псковской детской художественной школы пожалели, что их директор так не может.
Кстати, на концерте в филармонии присутствовали и немногочисленные псковские гагаузы (если не в самом Пскове, то в его окрестностях живут односельчане некоторых прославленных гагаузских эстрадных артистов).
А впрочем, псковичи-негагаузы рукоплескали гостям из крошечной молдавской автономии ничуть не меньше, чем их земляки.
А псковские живописцы в лице руководителя регионального отделения Союза художников России Виктора Лысюка уже предвкушают поездку в Гагаузию с ответной выставкой.
Тем более, что гагаузы уже позвали псковичей на свой День вина в октябре.
Истина в вине
Напомним, что в марте власти Псковской области подписали с властями АТО Гагаузии официальное соглашение о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве на 2016-2018-е годы.
Гагаузы, как вы уже догадались, рассчитывают, что мы реанимируем производственные мощности предприятия «Псковпищепром» не за счёт чилийского или там аргентинского «сырья», а начнём разливать у себя марочное гагаузское.
Тем более, что художник и рэпер Виталий Манжул заверил: его земляки умеют делать из винограда такие чудеса, что далеко не каждый винный коллекционер может себе позволить разжиться заветной бутылочкой из Бессарабии.
Псковская швейная фабрика «Славянка», кроме того, вознамерилась приобретать в Гагаузии «определённые группы товаров» - видимо, натуральные ткани (гагаузы, например, горазды ткать шерстяные ковры).
Ну а сами гагаузы хотят поучиться у псковичей искусству выращивания овощей в закрытом грунте и, особенно, умению привлекать туристов (после того, как им рассказали, как руководство Псковской области всего за полтора года ухитрилось почти в два раза увеличить турпоток в регион).
Поэтому в ближайшее время в Гагаузию отправится делегация псковских туроператоров – разрабатывать совместные маршруты.
Хотелось бы, конечно, чтобы на столах у псковичей благодаря такому сотрудничеству появились и вишни величиной с кулак, и драгоценные гагаузские вина.
Но было бы ещё лучше, если бы псковичи поучились у гагаузов, которых намного меньше, сохранять не только свою традиционную культуру, но и свою традиционную экономику.
Так-то мы бы и сами могли, как встарь, иноземцев удивлять - и вишнями, и чистокровными рысаками (из Волышово). Уверяя заезжих зевак, что это вишнёвые да черносмородиновые наливки помогают псковичам так усердно работать над импортозамещением.