Водители с нарушениями опорно-двигательного аппарата из Республики Молдова хотят, чтобы все здания социального назначения, будь то государственные или частные, имели специально оборудованные места для парковки автомобилей. Для этого следовало бы заимствовать опыт европейских стран, в которых водитель на инвалидной коляске не чувствует себя дискриминируемым, когда садится за руль автомобиля.
В Кишиневе можно по пальцам перечесть парковочные места для водителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Водители автомобилей, передвигающиеся при помощи костылей или инвалидной коляски, говорят, что им очень трудно припарковать машину. «В двух торговых центрах есть знаки, указывающие, что места предназначены водителям на инвалидной коляске, а в другом торговом центре эти места оснащены специальными запирающимися приспособлениями. Когда подъезжает автомобиль, сторож отпирает запор и обеспечивает доступ к парковочному месту», – говорит Игорь Мериакре, директор Ассоциации «Motivație» – неправительственной организации по защите прав лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
По его мнению, Молдове следовало бы заимствовать европейские практики в отношении лиц с ограниченными возможностями. «Польша, например, изменила законодательство о доступе для лиц с особыми потребностями еще до ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Уже в 2003 году, когда я впервые побывал в этой стране, видел парковочные места, отмеченные символом инвалидной коляски. На этих местах запрещается парковать машину другим водителям, и никто не нарушает законодательство, поскольку штраф за это очень большой», – добавил Игорь Мериакре.
Действительно, в Польше очень строгие правила по этому разделу, но и пермиссивные для водителей с особыми потребностями. Так, портал Europa.eu отмечает, что в Польше «обладатели парковочного талона для лиц с ограниченными возможностями могут не соблюдать (при условии соблюдения максимальной осторожности) целый ряд знаков дорожного движения: «движение в обоих направлениях запрещено»; «движение автотранспортных средств запрещено, за исключением мотоциклов»; «движение мотоциклов запрещено»; «парковка запрещена» и др.
Foto1: Фото: geograph.org.uk
Равные условия для всех граждан ЕС
На данный момент все государства Европейского союза внесли в национальное законодательство положения Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной этими странами в 2011 году. С ратификацией конвенции государства ЕС обязались соблюдать права лиц с особыми потребностями и принимать «надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах…».
В Румынии, согласно Europa.eu, не менее 4% от общего количества парковочных мест, но не менее двух мест, около публичных служб или на организованных автостоянках являются адаптированными, зарезервированными и отмеченными признанными на международном уровне символами для лиц с ограниченными возможностями. Также, администратор, ответственный за распределение парковочных мест в общественных местах, выделяет бесплатно парковочные места лицам с ограниченными возможностями, нуждающимся в таких местах и подающим соответствующее заявление, в непосредственной близости к месту проживания.
И в Литве на общественных дорогах и на автостоянках места, отведенные для лиц с ограниченными возможностями, отмечаются символом инвалидной коляски.
В Португалии парковочные места, отведенные для лиц с ограниченными возможностями, отмечаются символом инвалидной коляски, символом беременной женщины или женщины с ребенком на руках. В этой стране некоторые местные органы власти создают специальные парковочные места вблизи жилищ людей с ограниченными возможностями.
Законодательство ЕС обеспечивает участие людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Хартия основных прав ЕС предусматривает: «Союз признает и уважает право нетрудоспособных лиц извлекать для себя преимущества из мероприятий, призванных обеспечить их самостоятельность, социальную и профессиональную интеграцию, и участие в жизни общества».
Foto2,3: В Кишиневе, только напротив нескольких торговых центров есть парковочные места для водителей с ограниченными возможденястими.
Фото: ЛилияЗахария
Текст: Лилия Захария
Статья реализована Ассоциацией независимой прессы (API) при финансовой поддержке National Endowment for Democracy (NED). Читайте «Объектив Европа» на сайте API