Российский историк рассказал, как немцы «прятались в лесах» после освобождения Конгаза
15:19; 30 08 2016
0
3 568
29 августа, исполняется 72 года с момента окончания Ясско-Кишиневской операции, в результате которой Молдова была освобождена от немецко-румынских фашистских оккупантов.
Свидетелей тех событий с каждым годом все меньше, но кое-кто из них рассказывает о тех временах своим детям. Уроженец Кишинева, кандидат исторических наук и доцент кафедры философии в Российском новом университете (РОС НОУ) Владимир Рашкулев вспоминает рассказы своих родителей. К моменту начала войны им было 6-11 лет, пишет Sputnik Moldova.
Военнопленных не могут подсчитать из-за гражданских
"Мои родные жили в селе Конгаз на юге Молдовы. Немцы обосновались в здании возле дома моей матери. Позже по военным картам я выяснил, что там был штаб учебной танковой дивизии. Сегодня там находится столовая, и там играют свадьбы", — рассказал Рашкулев.
По его рассказу, фашистов поселили почти к каждой семье в дом. В семье матери Владимира тоже жил один, немецкий капитан, который там только ночевал, а весь день проводил в штабе.
Рашкулев отметил, что напротив дома находился лагерь для пленных, и, что примечательно, там содержались и военные, и мирные жители. "Всех, кто оказывал хоть какое-то сопротивление, — закрывали. Поэтому, когда после войны пытались подсчитать, сколько военнопленных было у немцев, это было невозможно сделать, потому что в плену было много гражданских", — заявил собеседник.
Немцы презирали союзников-румын
По словам Рашкулева, мать ему рассказывала, что в Конгазе были и румыны, и немцы их не любили. Дисциплина у румын была столь же жесткая, как и у немцев. А вот рядовые румынской армии бедствовали, голодали — снабжение и союзников Гитлера не выдерживало никакой критики.
"Немцы презирали румын, это видели все жители. А румынские солдаты совсем не имели еды и постоянно были голодными. Некоторые люди даже из жалости приносили им поесть", — заметил Рашкулев.
По его словам, случалось, что румынские военные воровали у немцев. Фашистское командование раз в неделю резало по одному барану, которого, конечно же, отбирали у местных жителей. На ночь его оставляли подвешенным, а по утру готовили.
"Почти каждый раз румынские солдаты крали это мясо. Утром гитлеровцы всегда ругались с румынским командованием из-за этого. Однажды немцы даже их проучили — зарезали ночью собаку, которую те по привычке и украли. Все село смеялось над ними", — сообщил Рашкулев.
Отступая, стреляли по мирным жителям
Мать нашего собеседника стала свидетельницей боев за освобождение Конгаза. Она помнила, что, когда разошелся слух о том, что Красная Армия приближается к их селу, румыны сразу побежали. Начали собираться и немцы, но они оставили часть войск, которые дали бой советским солдатам. Красная Армия установила пулеметы на высоких холмах за домами, и фашисты были вынуждены уйти, чтобы избежать обстрела навесом.
Отступая, фашисты стреляли без разбора, по красноармейцам и по мирным жителям. Некоторые люди подбегали к советским солдатам и рассказывали им о немцах, и говорили куда идти. Таких фашисты сразу брали на прицел и убивали. Местные же, пугаясь, бежали прятаться в погреба.
"Бои в тех местах продолжaсь два дня. В погребе было много маленьких детей, они начали плакать и просить пить и есть. На улицу было не выйти, стрельба не прекращалась. Потом в какой-то момент все затихло. Дядя Федор, старший брат моей матери, решил сбегать за водой, но как только он вышел, снова начали стрелять", — вспоминает рассказы своей родни собеседник.
Он отметил, что огонь продолжался долго, и никто не знал, что произошло с мальчиком. Затем кто-то выбрался из погреба и нашел его в немецком окопе, там Федор отсиделся вместе с последовавшей за ним соседской собакой. Возле того колодца лежала убитая женщина.
Три года после освобождения
Рашкулев рассказал, что в ходе Ясско-Кишиневской операции часть немецких подразделений наступлением наших отрезало от основной армии, и они были вынуждены спрятаться в Молдове. Это были те самые немцы, которые находились в Конгазе. За этим селом близ территории, где сейчас находится село Фрумушика Кагульского района, был большой лес. Там фашисты и засели.
"Во время войны Красная Армия пошла дальше, а о тех немцах забыли, никто их не искал. Потом по окончании войны кто-то из местных узнал о них. Этот лес потом постоянно прочесывали и находили немцев, они сидели там до 1947 года", — объяснил Рашкулев.
Неизвестно как они там столько времени продержались. Возможно, их спасло то, что в лесу обитала различная дичь или помощь кого-либо из местных. Люди ведь разные встречаются…