Гагаузская нация: ликбез для молдавских чиновников
12:53; 20 03 2017
0
4 450
На прошлой неделе общественность всколыхнула новость о том, что Министерство юстиции подготовило некий Классификатор, в котором отказало гагаузам в праве называться народом или нацией и классифицировало нас как «этническую группу». Это вполне предсказуемо и обоснованно было воспринято жителями Гагаузии как провокация, и Минюст, конечно же, должен пересмотреть этот документ. Ниже я расскажу о самом документе и постараюсь объяснить, почему определённый в нём статус гагаузов в корне неверный.
Но прежде пара слов о юридической стороне вопроса. Полное название документа- Классификатор национальностей и этносов. В действительности он был разработан Службой гражданского состояния (ЗАГСом), а Минюст лишь представил его в Правительство на утверждение.
Как можно догадаться из названия, Классификатор содержит два раздела – список национальностей (95 наименований) и список этносов (62 наименования). В тексте нормативного акта говорится, что он был разработан во исполнение ст. 29 и 30 Закона об актах гражданского состояния, а также ст.5 Закона «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций».
Что касается первого закона, то названные статьи определяют перечень информации, которую записывают в Акт о рождении и Свидетельство о рождении. Среди прочего там упоминается «национальность или этническая принадлежность ребёнка».
Второй закон, на который делается ссылка, вообще не упоминает данные понятия, а употребляет выражение «национальные меньшинства». Для убедительности приведу полный текст ст.5 данного закона:
Ст.5. - (1) Государство обязуется содействовать созданию необходимых условий для сохранения, развития и выражения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности лиц, принадлежащим к национальным меньшинствам,
(2) Государство обеспечивает проведение научных исследований по истории, языку и культуре национальных меньшинств.
(3) Памятники истории и культуры национальных меньшинств охраняются государством.
Таким образом, смысл Классификатора сводится к конкретизации и разграничению понятий национальность и этническая группа, что применительно к Закону об актах гражданского состояния лишено практической пользы, поскольку принадлежность новорожденного определяется без уточнений, национальность ли это, или этническая группа. В документах просто пишут «молдаванин», «гагауз», «русский» и т.д., не указывая к какой части Классификатора относится данное название.
В пояснительной записке к документу говорится, что принятие Классификатора должно способствовать правильному с научной точки зрения написанию информации в документах о рождении. Но этот довод не объясняет, для чего нужно было разделять народы на две категории. Ещё одной причиной, побудившей разработать эти списки, стало то, что «на сегодняшний день в Молдове отсутствует классификатор национальностей и этносов». Что касается последнего утверждения, то с этим не поспоришь, но является ли это заботой ЗАГСа и Минюста? Думаю, что логичнее было бы, если этими вопросами занимались представители гуманитарных наук, в частности, этнологи, социологи и историки. Потому что когда такие вопросы инициируют правительственные ведомства, то возникает вопрос: а нет ли у вас более важных для социально-экономического развития страны вопросов?
Кстати, о научном сообществе и научном подходе. В той же пояснительной записке приводится определение понятий «нация» и «этническая группа». Так, нация - это этнос, который развился до собственного государства, а этническая группа - это лишь «социально-культурная общность». В целом, эти определения соответствуют общепринятым в научной среде и Классификатор, на первый взгляд, построен именно по этому принципу – в зависимости от наличия у народа собствнного государства. Но при подробном изучении списков выясняется, что он составлен с нарушением логики и принципов, озвученных в обосновательной части документа, применяя к схожим по характеристикам народам разные подходы. Кроме того, как выясняется, простое разделение народов на категории в данном случае не получается, поскольку возникают вопросы и критерии, размывающие чёткие границы.
Например, татары в Классификаторе оказались сразу в двух списках – и среди наций, и среди этносов. У чеченцев, чувашей и удмуртов, отнесённых к нациям, нет своих государств, и их присутствие в списке национальностей формально противоречит логике разработчиков Классификатора. Но с другой стороны, они действительно являются нациями, поскольку обладают государственными образованиями в рамках Российской Федерации. Но в таком случае непонятно, чем отличаются от названных народов гагаузы и почему их отнесли к этническим группам?
Если исходить из критерия «опыта государственности», то гагаузы ещё в средние века имели на балканах собственное государство - Добруджанское деспотство. Если незнание в подробностях истории гагаузов молдавскими чиновниками можно понять, то пробелы в современной истории непозволительны. Гагаузская нация (именно нация!) имела собственное независимое государство – Гагаузскую Республику, просуществовавшую с 1990 по 1994 год, после чего, приняв статус политической автономии, она согласилась войти в состав Республики Молдова.
Но опыт государственности при этом не был прерван, поскольку в АТО Гагауз Ери сохранились многие важные атрибуты государственности – выборы политического лидера, органы исполнительной и законодательной власти, собственная законодательная база, официальные награды, геральдика и т.д.
Можно ещё очень долго приводить аргументы о том, что гагаузы – зрелая нация и что мы имеем многовековой опыт собственной государственности. Но тут, как мне кажется, тот случай, когда либо в Кишинёве всё прекрасно понимают и согласятся изменить оценку нашего народа, либо, опять же, всё понимают, но в силу антигагаузской позиции, ничего менять не станут и, сколько им не объясняй, они будут продолжать уничижительно относится к гагаузам, как к «социальной конструкции» и «этнической группе».
Не берусь судить, что стало причиной скандала: невнимание и некомпетентность разработчиков пресловутого Классификатора, либо намеренное решение принизить статус гагаузов. В любом случае, это принципиальный вопрос и думаю, что ситуация требует консолидированной позиции всех политических сил Гагаузии – башкана, НСГ, примарского корпуса, депутатов парламента из Гагаузии. Мы должны цивилизованно и аргументированно убедить авторов Классификатора, что гагаузы являются самодостаточной нацией, и, в случае, если Правительство сочтёт целесообразным принимать данный документ, то необходимо внести в него изменения, учитывающие корректный статус гагаузов.