«Вопросы, на которые у нас нет ответов»: Вадим Чебан о добыче газа на юге Молдовы
15:48; 29 03 2017
0
3 404
Первый заместитель башкана Гагаузии Вадим Чебан внимательно изучил договор о концессии геологоразведки на территории юга Молдовы и задал министру окружающей среды Валерию Мунтяну целый ряд вопросов, на которые пока «не получил ответов».
Видение исполкома на всколыхнувшую молдавское общество проблему, Чебан начал с того, что призвал правительство и Госканцелярию не включать такие сложные и требующие комплексного подхода вопросы в повестку дня «за 5 минут до заседания, и как дополнительные вопросы».
«Дайте время хотя бы неделю-две для изучения вопроса. Обращаюсь и к министру экономики и юстиции: не вносите два раза эти вопросы, как дополнительные. Это самая большая процедурная ошибка, из-за которой у нас потом возникают вопросы. Дискуссии и обсуждения нужно проводить не пост-фактум, а заблаговременно», - заявил Вадим Чебан.
В 2004-2014 году рост ВВП в странах мира обогнал количество потребляемых энергоресурсов. Другими словами, нефти и газа на рынке стало слишком много, и цена 1 барреля в 2016 году упала в три раза, достигнув показателя в 36 долларов. Соответственно, объем инвестиций в разведку и добычу ископаемых тоже резко упал, и находится на самом низком уровне в истории нефтедобывающей отрасли.
«Почему, анализируя эти данные, правительство решило все же подписать договор концессии? Почему нельзя было повременить до увеличения цен на нефть? 2016 год не был подходящим годом для принятия такого решения», - заявил Вадим Чебан, запросив у министра окружающей среды ряд критериев отбора компании-концессионера.
Чебан рассказал присутствующим о технологии 2D и 3D-замера количества ископаемых.
«Берется территория, по ней проводятся диагональные линии, и через каждые 8-10 километров бурятся первичные разведочные скважины на глубине всего 8-10 метров. Чтобы вы понимали – такие скважины могут оказаться и в огородах людей. 2D подразумевает на этой глубине произведение, в том числе и контролируемых взрывов. Это нужно, чтобы узнать структуру и различные свойства почвы», - сказал Чебан.
Общепринятая мировая практика предусматривает начало разведочных работ максимум в течение 90 дней. В контракте, подписанном Валерием Мунтяну, это время составляет 24 месяца. Обязательная банковская гарантия на участие в тендерах для осуществления ремонта дорог составляет полмиллиона евро. В договоре о концессии с американской компанией – всего 5 тысяч долларов.
«В этом контракте я не увидел гарантий выполнения компанией своих обязательств. Там больше прав, чем обязательств. Отчетность должна быть ежеквартальной, а не годовой, как в нашем случае», - добавил Вадим Чебан.
В контракте не прописаны минимальные объемы работ и их финансирование, временной план по возврату территории, порядок учета инвестиций и многие другие «очень важные детали». Кроме того, кабмин не стал обязывать компанию проводить какие-либо социальные работы в процессе эксплуатации, и решил не взимать плату за то, что американская компания попадает на молдавский рынок.
«Хотя обычно эта плата составляет от 10 миллионов долларов. Я бы хотел получить ответ, почему наше государство не получило ни копейки за это разрешение? Я уже не говорю о различных взносах, роялти и платежах. Нигде в мире вы не найдете период разведки более пяти лет. Сдается в концессию тоже территория не более 20 тысяч квадратных километров», - подчеркнул замбашкана.
Он «не против добычи полезных ископаемых», сообщает новостной портал Gagauzinfo.MD.
«Но давайте уважать себя, давайте будем отстаивать свои интересы в переговорах с потенциальными инвесторами. Из той документации, что я видел, речь не идет о сланцевом газе. Только о нефти и газе. Метод разведки, правда, детально не прописан. 2D и 3D-изыскания стоят очень дорого. В 5 миллионов евро компания не впишется, именно потому ей и нужен такой большой срок - чтобы собрать деньги. Мы хотим знать, способна ли эта компания проводить работы? Господин министр, здесь нет никакой политики, только конкретные вопросы, на которые мы бы хотели получить ответы», - заключил Вадим Чебан.