«Вы предлагаете перекрасить бараки, мы предлагаем сломать систему». В Комрате прошли дебаты по избирательной реформе
10:04; 22 06 2017
0
1 542
В Комрате прошли дебаты о реформе избирательной системы. В поддержку перехода к смешанным выборам выступали социалисты и демократы, против — коммунисты, «нашисты» и представители партии «Платформа Достоинство и правда». Жаркие дискуссии продолжались более трех часов, ведущим не раз приходилось успокаивать и политиков, и собравшихся в зале жителей автономии. Впрочем, к концу дебатов зал практически опустел.
Дебаты на тему «За или против изменения избирательной системы: граждане спрашивают — политики отвечают» прошли в среду, 21 июня, в здании Комратского госуниверситета. В дебатах, организованных правозащитной ассоциацией Promo-Lex, участвовали две «команды»: сторонников и противников избирательной реформы. Последних представляли зампред партии «Платформа Достоинство и правда» (Demnitate si adevar — DA) Александр Слусарь, лидер парламентской фракции Партии коммунистов (ПКРМ) Инна Шупак и зампред «Нашей партии» Дмитрий Чубашенко. А в «команде» сторонников реформы вместе выступали депутат от Партии социалистов (ПСРМ) Григорий Новак и зампред Демпартии, депутат Сергей Сырбу.
Примечательно, что менее года назад, во время президентской кампании 2016 года, Григорий Новак в числе еще нескольких социалистов приходил в штаб Майи Санду и предлагал ей подписать соглашение об отказе от сотрудничества с Демпартией и Владимиром Плахотнюком. Но времена изменились.
На дебатах тем временем оказалось, что «команде» демократов-социалистов не хватало одного человек. Поэтому к ним предложили присоединиться кому-нибудь из-зала. Это предусмотрено регламентом дебатов. И к этой команде присоединился экс-депутат Народного собрания Гагаузии, член аффилированного с Демпартией движения «Новая Гагаузия» Борис Новак.
Инициированные Promo-Lex дебаты об изменении избирательной системы, отметим, начались 16 июня в Единцах. Кроме Единец и Комрата, дебаты пройдут в Бельцах, Кагуле, Новых Аненах и Унгенах.
Пресс-секретарь Promo-Lex Татьяна Пашковски рассказала NM, что для участия во всех дебатах приглашали сторонников перехода на смешанную систему — демократов, социалистов и народных европейцев, а также противников реформы — коммунистов, «нашистов», либерал-демократов и представителей внепарламентских партий DA и «Действие и солидарность» (Partidul Acțiune şi Solidaritate — PAS).
По словам Пашковски, народные европейцы отказались от участия в дебатах, либерал-демократы участвовали в дебатах в Единцах и не приехали в Комрат, а представители PAS пока подтвердили свое участие только на дебатах в Унгенах.
К началу дебатов в Комрате зал был полон. После краткой лекции исполнительного директора Promo-Lex Иона Маноле о видах избирательных систем модератор дебатов телеведущая Мария Левченко предоставила каждому из участников «команд» по три минуты для ответа на вопрос, зачем именно сейчас понадобилось менять избирательную систему.
Первым слово взял демократ Сырбу. «[Переход] запоздал на десятки лет. Конкретный пример: дорогие друзья, у вас есть гарантии, что один или несколько депутатов из Гагаузии попадут в парламент по партийным спискам?» — обратился Сырбу к залу и сам же стал отвечать на вопрос.
«Нет никаких гарантий. Ни так называемая «Наша партия», ни любая другая не даст вам гарантии, что в проходном списке появятся депутаты от Гагаузии. Мы предлагаем очень простой механизм, чтобы вы решали, какой депутат будет представлять конкретный округ от Гагаузии. Во втором чтении мы включим в законопроект квоту для Гагаузии — два или три округа, от которых будут избраны депутаты», — убеждал Сырбу.
Социалист Григорий Новак, в свою очередь, попытался рассказать о том, что изменение системы вовлечет в «политический процесс» диаспору, жителей Приднестровья и болгар.
Его однофамилец Борис Новак напомнил, что сейчас в парламенте есть четыре гагауза. «Но все они представители партий. Конечно, они пытаются замолвить слово за Гагаузию. Но когда на заседании фракции принимается общее решение по вопросу, со своим мнением к микрофону уже не выйдешь. Депутат должен голосовать, как вся фракция, или уйти. Но если депутата изберут по одномандатному округу, он сможет добиваться своего», — уверен экс-депутат Народного собрания Гагаузии. К тому же, добавил он, по такой системе выберут лучших представителей автономии.
«А где миллиард, где миллионы, что вы думаете? […] И вы защищаете сегодня демократов. Где пенсии? Вам не стыдно?» — неожиданно вскочил мужчина из зала.
«Все примерно как в парламенте», — прокомментировала модератор Мария Левченко.
После этого противники избирательной реформы рассказали, почему, по их мнению, ее нельзя проводить в нынешних условиях. Александр Слусарь отметил, что последние четыре месяца «происходит промывание мозгов» избирателей, которым пытаются доказать, что реформу предлагают в их интересах.
«Но кто дискредитировал политическую систему? Какая партия восемь лет присутствует во власти? Они (демократы.— NM) испачкали эту систему, теперь хотят другую», — эмоционально говорил Слусарь.
Он заявил, что по смешанной системе Гагаузия получит «полтора депутата». «И что они будут представлять? Вы должны понимать, что депутатов будут выбирать 10-12% населения. Остальные 80-90% голосов выбросят в мусорку», — убеждал зампред DA.
Коммунистка Инна Шупак, в свою очередь, стала объяснять, что проблемы граждан не решаются, потому что уже восемь лет «власть в Молдове захвачена».
«Зачем Демпартия хочет поменять избирательную систему? Потому что в следующем году будут выборы. И по партийной системе Демпартия может даже не пройти в парламент. […] Будет то же самое, что в Народном собрании Гагаузии (НСГ), когда от Демпартии прошел один человек и стал председателем. Так же будет и в следующем молдавском парламенте», — говорила Шупак.
Кто-то из сидевшей в первом ряду «группы поддержки» демократов обвинил в Шупак в агитации. Мария Левченко ответила, что агитацией можно назвать и выступление Сырбу.
Эта ремарка не понравилась сидевшему в первом ряду депутату НСГ, демократу Сергею Черневу. Он вскочил и с жаром стал защищать и обвинять: «Господин Сырбу говорил по существу, а эти занимаются чистой агитацией в пользу своих партий. Вы говорите о тех, кто восемь лет у власти. Но, Инна Федоровна [Шупак], Гагаузия за вас [коммунистов] отдала 98%. Так что не надо всех под одну гребенку».
После этого неожиданного выступления слово дали зампреду «Нашей Партии» Дмитрию Чубашенко. Он также отметил, что смена избирательной системы приведет к продолжению «олигархического репрессивного режима [лидера Демартии Владимира] Плахотнюка. По словам Чубашенко, когда лидер «Нашей Партии» Ренато Усатый поддержал на выборах президента [Игоря] Додона, тот обещал, что будет бороться с режимом Плахотнюка, что поможет вернуться Усатому в Молдову.
«Додон обманул и предал нас, так же, как раньше обманул и предал Партию коммунистов», — заявил Чубашенко.
На этом выступления представителей «команд» закрыли и предложили им раунд перекрестных вопросов-ответов. Слово взял демократ Сырбу. Он напомнил, что год назад во время протестов партия DA ратовала за переход к одномандатной системе, а либерал-демократы, по спискам которых Чубашенко когда-то пытался пройти в парламент, собирали подписи за смешанную систему. «Когда они были честны — тогда или сейчас?» — спросил у оппонентов Сырбу.
Слусарь на это заявил, что изменение избирательной системы не фигурирует ни в одной резолюции участников протестов последнего времени. А Чубашенко ответил вопросом на вопрос.
«Я бы мог спросить, когда он [Сырбу] был искренен — в Демпартии или в Компартии, из которой ранее вышел? Но я задам другой вопрос: Додон говорит, что при смешанной системе его партия возьмет большинство. Вам не смешно?».
Зал в ответ закричал: «Нет».
Сырбу сказал, что ему и народу не смешно.
Борис Новак, в свою очередь, поинтересовался у Чубашенко, почему «нашисты» боятся одномандатной системы. «Молдова сегодня — это тюрьма, в которой главный надзиратель Плахотнюк. Проводить реформы бессмысленно. Вы предлагаете перекрасить бараки и поменяться бельем между бараками. Мы предлагаем сломать эту систему», — сказал Чубашенко.
Зал весьма бурно реагировал на происходящее, то взрываясь аплодисментами, то освистывая выступающих. В какой-то момент исполнительный директор Promo-Lex Ион Маноле попытался успокоить аудиторию.
«Вы знаете, что такое демократические правила? Я много раз задавался вопросом, почему в Гагаузию не приезжают представители всех политических партий. Слушать другое мнение вы можете?» — обратился к залу Маноле, пригрозив удалять с дебатов нарушителей порядка.
Затем Маноле, глядя в объектив камеры Privesc.eu, попросил оператора снимать людей, которые мешают дискуссиям: «Пусть страна знает своих героев».
Сергей Сырбу следующий вопрос адресовал Инне Шупак. Он сказал, что многие соцопросы показывают, что граждане хотят смены избирательной системы, кроме того, демократы собрали более 850 тыс. подписей в поддержку избирательной реформы.
«Почему вы против народа?» — спросил Сырбу.
«Все соцопросы показывают, что не менее 70% граждан считают, что власть сконцентрирована в руках одного человека. Поэтому мы считаем, что надо менять вас, а не избирательную систему», — ответила Шупак.
Следующий раунд дебатов был посвящен аргументам за и против реформы избирательной системы. «Вы не услышали ни одного аргумента против. Почему они против? Потому что они боятся. Трусы, одним словом. При смешанной системе будет очень просто избираться по партийным спискам, чтобы даже маленькие партии могли пройти. Но мы не должны забывать, что народ Молдовы в случае выборов по партийным спискам ничего не решает. Как вы, например, попросите Ренато Усатого, который в Москве, включить кого-то в список? Никак», — убеждал Сырбу.
Для этого, подчеркнул он, и нужны выборы по одномандатным округам. «Тогда и вы лично сможете стать депутатом вашего округа, или проголосовать за того, кого хорошо знаете, кому доверяете», — добавил демократ.
Социалист Григорий Новак, взяв слово, начал с вопросов: «Кто нас должен держать в заложниках? “Наша Партия” с ее 5%, согласно опросам, или DA c 4% или ПКРМ с 3-4%? [...] Почему они настаивают на сохранении системы? Кого вы знаете из «Нашей Партии»? Есть Илиан Кашу, Чубашенко, Усатый, [примар Бесарабки Валентин] Чимпоеш. То же самое и DA — два-три узнаваемых имени. Но по партийным спискам можно паровозиком подтянуть неизвестные личности», — убеждал зал социалист.
Оппоненты тогда подняли вопрос о выборах по смешанной системе в Приднестровье. «Если от Приднестровья не изберут четыре-пять депутатов, готовы сдать свои мандаты?» — спросил Слусарь.
«Если бы господин Слусарь был настоящим профессионалом, он бы знал, что мандат, когда истекает... Вы о чем говорите? Вы, как и Чубашенко, не читали проект», — не очень внятно ответил Новак.
Несмотря на угрозу Маноле, дебаты то и дело прерывались из-за бурной реакции и просто шума в зале. «Ведите дебаты корректно, подходите к вопросам объективно, и никто шуметь не будет», — обратился к Левченко демократ Дудник.
Левченко в ответ попросила Дудника выйти к сцене. «Регламент один на всех. Я сбиваюсь, потому что вы создаете какие-то импульсы», — пожаловалась Левченко.
«Я прочитал ваш регламент, там говорится, что вы должны объективно отражать мнения этих господ. Поэтому у меня к вам просьба: ведите профессионально и объективно. Если кто-то говорит не по теме, значит закройте микрофон. Это касается обеих сторон», — сказал Дудник, добавив, что люди стали уходить, потому что им неинтересно.
Левченко в ответ сказала, что Дудник ей мешает, но спорить с ним она не будет. В ситуацию вновь вмешался Ион Маноле, который попросил покинуть зал сидевших в первом ряду сторонников Демпартии, а после отказа пригрозил вызвать полицию. Успокоить «группу поддержки» взялся Сырбу.
Затем был объявлен раунд вопросов из зала. Активист «Новой Гагаузии» Дмитрий Морарь поинтересовался, сколько может быть гагаузов в проходных списках DA и «Нашей партии». Слусарь ответил, что в нацсовете DA есть три гагауза, а Чубашенко вспомнил о мэрах Комрата Сергее Анастасове, Чадыр-Лунги — Анатолие Топале, Вулканешт — Викторе Петриогло и Бессарабки — Валентине Чимпоеше.
Затем бывший член правительства автономии Виталий Кюркчу спросил у сторонников смешанной системы, как будут обеспечивать независимость избранных депутатов. На что Сырбу ответил, что этот вопрос затрагивает законодательство о статусе депутата, а не смены избирательной системы.
После трех часов дебатов зал заметно опустел. В завершение Мария Левченко подошла к одной из пожилых женщин, оставшихся в зале. «Я вас не знаю, но мне интересно, что вы думаете по поводу нашего трехчасового события?».
«С одной стороны, мне не понравилась эта сторона. [Но] они не очень их хаяли», — показала женщина на демократов. «А та сторона, вообще, всякую грязь. Разве так надо друг друга хаять. Некрасиво просто», — и женщина указала на оппозицию.
«Вы понимаете, что такое смешанная система?», — задала Левченко еще один вопрос той же женщине.
«Да в Гагаузии одномандатная система», — ответила та.
«А смешанная система в чем заключается?», — продолжила Левченко.
Женщина молчала.
«Сложно сказать? Вы переживаете?», — решила подсказать модератор. «Я просто уже устала», — тихо сказала женщина.
Из зала послышалось, что женщина плохо слышит.
«Она плохо слышит, но первый вопрос хорошо услышала»,— сказала Левченко. И снова обратившись к женщине добавила: «Знаете, вы носите такие же сережки, как у моей бабушки, покойной уже. Спасибо, что вы были здесь».