Правкорубы. Как в парламенте Молдовы отредактировали третий законопроект о Гагаузии
08:19; 6 07 2017
0
2 133
Парламентская юридическая комиссия на заседании в среду, 5 июля, рассмотрела третий проект, касающийся Гагаузской автономии. Согласованные рабочей группой изменения в закон «Об особом правовом статусе Гагаузии» члены комиссии назвали «лишенными логики» и перекроили на свой лад. В Комрате тем временем готовят специальное заседание Народного собрания в связи с непринятием парламентом «гагаузских» законопроектов.
Законопроект, который рассмотрела юридическая комиссия парламента, предполагает внесение поправки в закон «Об особом правовом статусе Гагаузии». Согласно ей любое изменение этого закона возможно только по согласованию с Народным собранием Гагаузии. Другими словами парламент Молдовы не сможет изменять этот закон без получения положительного заключения НСГ.
Первую скрипку в обсуждении проекта сыграл лидер фракции либеральных демократов Тудор Делиу.
Он сразу отметил, что предложенная поправка лишена всякой логики. Более того, по его словам, она противоречит Конституции.
«Что такое заключение? Это чье-либо мнение. В данном случае НСГ. Почему это мнение должно ставиться выше, чем воля высшего законодательного органа?» — недоумевал депутат.
Делиу добавил, что закон «Об особом правовом статусе Гагаузии» парламент может изменить, если за предлагаемые поправки проголосуют три пятых депутатов.
«Посчитайте, сколько это — три пятых», — призвал он. И тут же сам произвел расчеты: «61 голос. Многовато, не так ли?»
«Это больше!» — парировали другие члены комиссии и тут же принялись вычислять.
Кто-то посчитал, что три пятых — это 67 депутатов, кто-то — что 68.
После минутного обсуждения члены комиссии все-таки пришли к общему знаменателю: три пятых — 61 депутат, и это достаточно много голосов, чтобы изменять закон об особом правом статусе автономии.
Делиу предложил коллегам представить ситуацию: парламент просит заключения НСГ, а они говорят — «мы против».
Либерал Ион Касьян заявил, что тем самым «умаляют полномочия законодательного органа». А затем добавил, что так могут «захотеть поступать» и другие местные администрации.
Доводы либерального демократа и либерала убедили большинство членов комиссии.
Ее руководитель демократ Раиса Апольски предложила так отредактировать проект: законопроекты о внесении изменений или поправок в закон об особом статусе автономии принимает парламент после предварительных консультаций с НСГ.
«Окей?» — переспросила Апольски.
Большинство согласилось и проголосовало за поправку к поправке.
Примечательно, что мнение большинства членов юридической комиссии практически совпало с замечаниями правительства по этому проекту.
Авторы заключения правительства ссылаются на ст.60 Конституции: «Парламент является высшим представительным органом народа республики и единственной законодательной властью государства». Они также напоминают о постановлении Конституционного суда от 10 ноября 1997 года. В нем говорится, что полномочия парламента нельзя ограничивать. Во всех случаях парламент имеет право принимать законы без заключения местных органов власти, отмечается в заключении кабмина.
На заседании юридической комиссии никто из представителей НСГ не присутствовал. В нее также не входит ни один из четырех депутатов, представляющих Гагаузию в парламенте Молдовы .
Журналист NM поинтересовалась у депутата-демократа из Гагаузии Демьяна Карасени, как он оценивает внесенные юркомиссией поправки. Карасени сказал, что пока не в курсе, как и что изменили. Когда журналист NM передала суть предложенной поправки, он отметил: «Каша какая-то». И заверил, что будет голосовать за проект, предложенный в первоначальном варианте.
Так же собирается поступить депутат от Партии социалистов Федор Гагауз. Он считает, что предложенная юркомиссией редакция проекта лишает его сути. «Это означает, что с НСГ могут провести консультации, выслушать мнение представителей автономии, но потом принять или не принять это мнение во внимание», — пояснил он.
То есть, добавил депутат, центральные власти оставили за собой исключительное право изменять закон «Об особом правовом статусе Гагаузии».
Ранее парламентская юридическая комиссия, напомним, радикально отредактировала еще два законопроекта о Гагаузской автономии, также согласованные рабочей группой депутатов парламента РМ и НСГ. Из них исключили ключевую поправку о введении для Гагаузии в рамках административно-территориального устройства республики особого уровня управления. Это вызвало жесткую критику Комрата и недовольство внешних партнеров.
После этого депутаты от Партии социалистов на каждом заседании парламента предлагали включить в повестку все три законопроекта в первоначальном варианте. Однако для этого всегда не набиралось достаточного числа голосов. Спикер Андриан Канду ссылался не необходимость получения заключения от комиссии по региональному развитию. Комиссия до сих пор не спешит рассмотреть проекты. В другой раз Канду заявил, что нужны и заключения правительства.
Кабмин утвердил заключения на три законопроекта о Гагаузской автономии на заседании 23 июня. Утром того дня на сайте правительства были размещены отрицательные заключения. Потом из них убрали рекомендации не принимать законопроекты, но оставили замечания, в целом совпадающие с позицией юридической комиссии парламента.
Пакет из трех законопроектов о функционировании Гагаузской автономии, был зарегистрирован в парламенте еще в 2016 году. Их разработка стала результатом деятельности рабочей группы депутатов парламента РМ и НСГ. Речь идет о поправках в законодательство, призванных обеспечить функциональность гагаузской автономии и привести законодательную базу в соответствие с законом «Об особом правовом статусе Гагаузии».
Под разными предлогами их рассмотрение неоднократно откладывали. В этой связи НСГ намерено собраться на чрезвычайное заседание. Оно назначено на 10 июля.