(ИНТЕРВЬЮ) Александр Стояногло: «Молдова должна учитывать интересы Гагаузии»
12:48; 14 07 2017
0
4 798
Совместная межпарламентская группа с участием депутатов парламента РМ и народного собрания Гагаузии при посредничестве международных экспертов разработала три законопроекта в целях гармонизации законодательства страны и закона об особом правовом статусе Гагаузии. Пакет из трех законопроектов был зарегистрирован в парламенте еще в 2016 году. В начале июня юридическая комиссия перекроила два проекта, а в июле – и третий. 7 июля парламент отложил рассмотрение документов, хотя они были включены в повестку дня. Прокомментировать ситуацию «Молдавские ведомости» попросили эксперта международной НПО Crisis Management Initiative (CMI), бывшего вице-спикера парламента Александр Стояногло.
- Что это за проекты?
- Все три поправки носят технический характер. Первые две определяют место Гагаузии в административно-территориальном устройстве страны и в системе органов публичного управления. В свое время, принимая законы, статус Гагаузии не учитывали. Потом в Конституции оговорили автономно-территориальное образование. Нужны поправки в законы об административно-территориальном устройстве Гагаузии и ее органов управления: НСГ, института башкана и исполкома наряду с органами местного управления первого и второго уровня. Это не посягательство на государственные нормы, не укрепление статуса Гагаузии, не закрепление новых прав – это констатация фактического положения вещей.
Третий проект связан с тем, что в закон 1994 года об особом правовом статусе Гагаузии не могут вноситься изменения без согласия НСГ. Это соответствует международным стандартам.
Готовя эти предложения, рабочая группа депутатов и экспертов посетила ряд развитых автономий Европы и изучила законы. Есть примеры того, как при принятии законов интересы Гагаузии не учитывались. Поправки - это гарантия того, что закон о правовом статусе Гагауз Ери не будет меняться в зависимости от политической конъюнктуры.
Есть официальное мнение Венецианской комиссии: закон о правовом статусе Гагаузии должен давать дополнительные гарантии, помимо того, что все изменения могут вноситься при поддержке 3/5 голосов депутатов, эти изменения должны быть связаны с желанием гагаузов вносить такие изменения.
- Тема активно обсуждалась в парламенте. Какие мнения?
- Идут дискуссии, это здоровое явление, но, к сожалению, нет у нас политической культуры. В последнее время парламент не рассматривает проекты, связанные с Гагаузией. Политики должны привыкать к тому, что в Молдове есть автономия и что у нее есть политические права. При принятии законов эти права необходимо учитывать. Это не только желание гагаузов - это мировая практика, европейский стандарт.
Но проблема в том, что все дискуссии на тему прав Гагаузии воспринимаются как элементы сепаратизма. Бесполезно думать, кто виноват больше, Кишинев или Комрат. Понятно, что главная причина - отсутствие постоянного диалога и системного подхода.
До сих пор отношения Гагаузии и центра воспринимались через отношения первых лиц. Хорошие отношения башкана с премьером - все нормально… Задача сделать так, чтобы отношения носили системный характер. Кишиневу очень важно, чтобы Гагаузия работала в рамках законодательного поля. Оно формируется, и надо быть толерантными.
Вопрос нельзя ставить так: чем Гагаузия лучше или хуже других административно-территориальных единиц? Гагаузия не требует ничего кроме того, что оговорено законом. Просто нужно соблюдать закон.
- Как складываются бюджетные отношения Кишинева и Комрата?
- В бюджете автономии остается 100 процентов НДС, акцизов, подоходного налога с физических и юридических лиц. Разговоры о непропорциональном распределении госбюджета бессмысленны.
- Если парламент примет закон о новом порядке избрания депутатов, если будут созданы избирательные округа, включающие наряду с молдавскими селами и села Гагаузии, - как отреагируют гагаузы? Уже есть предложение перевести главное почтовое отделение из Комрата в Кагул…
- Я убежден, что интересы автономии не будут ущемлены. Есть заключение ВКСЕ, убеждающей сохранить избирательные округа в рамках автономии.
Если говорить о почте… ГП «Пошта Молдовей» - экономический агент, имеющей целью прибыль, и само определяет свою структуру, логистику. Где будет центральный офис почты на юге, зависит от программы оптимизации его деятельности. При этом надо учитывать, что почта служит интересам определенной группы лиц и всегда вовлекается в избирательный процесс.
- Если начнется больничная реформа - сможет ли Комрат отстоять свои больницы, куда вложены деньги автономии и партнеров?
- Смысл реформы здравоохранения – оказывать качественные услуги. Кишинев должен учитывать компетенцию Гагаузии в том числе в системе здравоохранения.
В рамках рабочей группы, которая работала над формированием законодательных поправок, проведено исследование разграничений полномочий Гагаузии. Насчитали 13 областей. Но формулировки написаны расплывчато, что дает возможность широкой трактовки, непонятно, где компетенция НСГ, а где – центра.
В такой сфере, как здравоохранение, для Гагаузии важно, насколько она сможет сконцентрировать свой потенциал для поддержания медицины на качественном уровне. Чтобы не получилось так, что в ходе реформы медицинские услуги в Чимишлийском или Кантемирском районах станут доступнее и качественнее.
- Как решаются вопросы разграничения полномочий между автономии и властью в других государствах?
- Наша организация в основном работает в конфликтных регионах, где приоритет отдается политическому решению вопроса. Гагаузия была единственным исключением. Наше участие обусловлено тем, что в последнее время наблюдаются противоречия между Кишиневом и Комратом, а рядом с Гагаузией территория замороженного конфликта – Приднестровье. Многие международные организации предлагают разрешение этого конфликта по типу модели гагаузской автономии.
Партнеры по развитию, международные организации сделали акцент на взаимоотношениях Гагаузии и центра. Сегодня абсолютное большинство вопросов, которые ставит Комрат, Кишинев не готов обсуждать. Наша организация выступила модератором дискуссий на этой платформе. Вместе вырабатывали концепцию диалога.
На первых шагах было предложено членам рабочей группы определить, как учитываются интересы Гагаузии при распределении средств различных фондов. Депутаты убедились, что средства распределялись с ущемлением интересов Гагаузии: автономия не входила в сферу интересов власти. Ущемлялись интересы Бессарабки, Кантемира.
Центр не хочет отказываться от своих полномочий в распределении финансов, об этом говорят уже 15 лет. Много лет прошло, пока проблема стала публичной. Ее разрешение - в интересах всей Молдовы и в интересах размораживания приднестровского конфликта.