Moldstreet: почему Гагаузия не должна создавать собственное Бюро винограда и вина
11:01; 16 11 2017
0
1 476
Виноделие является одним из немногих секторов национальной экономики, которому удалось проявить завидную солидарность в концентрации всех усилий на продвижении молдавских вин.
Создание Национального бюро винограда и вина (НБВВ) и национального бренда «Wine of Moldova» вывело сектор на другой уровень, и это видно как по повышению культуры потребления вина на местном рынке, так и по росту экспорта на конкурентные рынки, что несколько смягчило шок от введенных Российской Федерацией ограничений.
Хорошие результаты стали возможны, прежде всего, благодаря тесному взаимодействию государственного и частного секторов в распределении ресурсов при посредничестве НБВВ. Однако поступившая недавно по линии Народного собрания Гагаузии законодательная инициатива предусматривает отделение производителей вина из Гагаузии от НБВВ и создание в автономии собственного Бюро винограда и вина.
Если инициатива будет одобрена, это может привести к подрыву реформ и нарушению положительной динамики в винодельческом секторе. Помимо потенциального негативного воздействия данной инициативы, при ее обосновании были использованы не соответствующие истине данные, а также доводы и аргументы, продвигающие дискриминационный подход и недобросовестную конкуренцию.
Что предлагает Народное собрание Гагаузии
Законопроект, представленный Народным собранием Гагаузии, предлагает несколько поправок к Закону о винограде и вине, которые можно резюмировать следующим образом:
• В АТО Гагаузия, на основе местного законодательства Народного собрания, будет создано местное Бюро винограда и вина, статус которого будет одобрен Исполнительным комитетом Гагаузии, а его финансирование будет осуществляться из Специального фонда центрального бюджета АТО Гагаузия. • Гагаузские производители вина, продукции, полученной на основе вина и привитых саженцев для производства винограда, предназначенного для изготовления виноградно-винодельческой продукции, больше не будут обязаны выплачивать взносы в Фонд винограда и вина, как все остальные производители страны.
Иными словами, законодатели Гагаузии предлагают отделить производителей автономии от деятельности НБВВ и освободить их от обязательных взносов в Фонд винограда и вина (ФВВ), размер которых в настоящее время составляет:
• 0,12 лея за один реализованный привитой саженец для производства винограда, предназначенного для изготовления виноградно-винодельческой продукции; • 30 леев за одну тонну реализованного винограда, предназначенного для переработки; • 0,1 лея за один литр реализованного вина или напитка на основе вина; • 1,6 лея за один литр реализованного абсолютного алкоголя, содержащегося в продукции, полученной на основе вина, с объемной долей спирта не менее 25 процентов.
Обоснование с ложными данными и манипуляциями
В обосновании проекта пытаются создать впечатление, что гагаузских производителей винограда и вина, «занимающих на этом рынке лидирующую позицию по стране», якобы ущемляют при использовании ресурсов Фонда винограда и вина.
По словам автора проекта, производители региона «перечисляют в Фонд значительные суммы денег», только в 2016 году производители вина из АТО Гагаузия якобы перечислили в Фонд порядка 10 млн. леев. При этом, ссылаясь на оценки Ассоциации виноделов Гагаузии, автор проекта отмечает, что в 2016 году НБВВ профинансировал мероприятия гагаузских производителей в размере не более 0,2 млн. леев, то есть 2% от полученной суммы вместо 10 млн. леев в действительности 3 млн., а помощь производителям Гагаузии – на миллионы.
Однако пояснительная записка, представленная автором, оперирует неполными и неточными данными, вводящими в заблуждение. Данные и информация, предоставленные НБВВ по просьбе Mold-Street, показывают, что на самом деле в течение 2016 года производители АТО Гагаузия перечислили в ФВВ взносы на общую сумму 3 млн. леев (а не 10 миллионов, как это указано в пояснительной записке).
Это подтверждается и «поступлениями на казначейский счет ФВВ (счет, находящийся в Государственном казначействе, Министерство финансов)», - отмечает НБВВ. Кроме того, с момента создания Фонда винограда и вина (в 2013 году) и до настоящего времени, то есть за пять лет, «общая сумма, накопленная за счет взносов, уплаченных производителями, зарегистрированными в АТО Гагаузия, составляет 8 млн. леев».
И данные о финансировании производителей, зарегистрированных в АТО Гагаузии, на общую сумму всего в 0,2 млн. леев не соответствуют действительности. По данным НБВВ, «в 2016 году только на Фестиваль вина в Гагаузии, в котором приняли участие исключительно производители, зарегистрированные в АТО Гагаузия, из ФВВ было выделено 0,3 млн. леев. Данное мероприятие ежегодно финансируется из Фонда винограда и вина, начиная с 2014 года».
Однако помощь НБВВ, в том числе и производителям АТО Гагаузия, не ограничивается финансированием региональных мероприятий. Поскольку, миссия Бюро состоит в реализации государственной политики в виноградно-винодельческом секторе, его деятельность по распределению ресурсов основывается прежде всего на содействии продвижению винодельческой продукции на внутреннем и внешнем рынках, поскольку НБВВ также отвечает за управление брендом страны «Wine of Moldova. A legend alive» (Вино Молдовы. Живая легенда).
Бренд «Wine of Moldova» был создан при поддержке USAID. С этой точки зрения, по заявлению НБВВ, «производители винодельческой продукции, зарегистрированные в АТО Гагаузия, как в течение 2016 года, так и в предыдущие годы и в текущем году, пользовались результатами мероприятий по продвижению, реализуемых и управляемых НБВВ, участвуя во всех мероприятиях и событиях, финансируемых из ФВВ». В этом контексте можно упомянуть:
• программы по возрождению виноградарства и виноделия; • мероприятия: Национальный день вина 2014-2017; семь выпусков Вернисажа Вина; кампании «Wine Friendly»; • выставки, обычно требующие выделения значительных ресурсов, такие как: ProWein 2014-2017; International Wine Show 2014-2017; World Bulk Wine Expo 2014-2017; Winexpo Japan 2016; Top Wine Beijing 2015; Good Wine Fair 2014-2017; China Food and Drink Fair 2015-2017 и др., участие в которых приняли и производители из Гагаузии.
Для лучшего понимания масштабов выделяемых на производителей вина средств, в том числе и для гагаузских виноделов, НБВВ приводит в качестве примера кампанию по продвижению молдавских вин в Польше, проведенную в 2017 году: «Из шести молдавских винодельческих компаний, продвигаемых на рынок Польши, три были зарегистрированы в АТО Гагаузия, при этом инвестиции на каждое из винодельческих предприятий составили порядка 23 тыс. евро, то есть в общей сложности 69 тыс. евро, что эквивалентно примерно 1,3 млн. леев».
В результате, в период деятельности НБВВ производители винодельческой продукции, зарегистрированные в АТО Гагаузия, «воспользовались финансированием со стороны НБВВ, размеры которого значительно превышают их взносы, уплаченные за 5 лет».
Однако сам факт того, что бюджет, выделяемый на финансирование мероприятий по продвижению винодельческой отрасли, намного превышает вклад производителей, независимо от того, из какого они региона страны, становится очевиден, если проанализировать механизм формирования ресурсов Фонда винограда и вина. Помимо обязательных взносов производителей, Фонд также финансируется из государственного бюджета, ежегодно утверждаемого законом о государственном бюджете, в размере, равном сумме взносов, произведенных производителями за предыдущий год, которые, однако, не могут превышать 5% от Фонда субсидирования сельскохозяйственных производителей.
Например, согласно положениям Закона о государственном бюджете на 2017 год в Фонд винограда и вина из Фонда субсидирования сельскохозяйственных производителей должны были быть перечислены 29,3 млн. леев.
Относительно аспектов финансирования винодельческой деятельности Национальное бюро винограда и вина в своем ответе посчитало целесообразным отметить, что «деятельность НБВВ и статьи расходов из ФВВ устанавливаются и утверждаются Координационным советом НБВВ, а в состав Координационного совета входят и два представителя от производителей виноградарства и виноделия, зарегистрированных в АТО Гагаузия, которые представляют интересы производителей автономии». Следовательно, нельзя сказать, что данный регион игнорируется в процессе принятия решений при составлении бюджетов. Партнеры по развитию высоко оценивают работу НБВВ. Кроме того, нельзя не учитывать и значительную помощь доноров, которые вносят свой вклад в том числе и в финансирование деятельности, осуществляемой НБВВ для производителей вина. И тут особо стоит отметить Агентство США по международному развитию (USAID), которое в рамках проектов CEED I и CEED II сыграло значительную роль в проведении реформ в винодельческой отрасли, а также в создании Национального бюро винограда и вина и национального бренда.
В настоящее время, помимо Проекта по конкурентоспособности, ориентированного на предоставление технической помощи, оборудования, обучения, организацию маркетинговых мероприятий для развития винодельческой отрасли, USAID в рамках отдельного проекта также поддерживает развитие НБВВ.
Как заявила в интервью сама глава миссии USAID в Молдове Карен Хиллиард, финансирование Бюро будет увеличено: «Мы начали с 1 млн. долларов, а сейчас находимся в процессе подписания соглашения с правительством Румынии о сотрудничестве, которое предусматривает выделение НБВВ совместного гранта в размере 2 млн. долларов».
Кроме того, в том же интервью Карен Хиллиард охарактеризовала НБВВ как фантастического партнера: «Бюро создало механизм для общения и консультаций с отраслью, выявляет барьеры в законодательстве и нормативных актах, препятствующие развитию сектора, обращается к правительству с аргументированными инициативами по поводу необходимых изменений и находится в авангарде процесса положительных преобразований во всей отрасли».
Дискриминация и недобросовестная конкуренция
Еще одним аргументом авторов в поддержку проекта является тот факт, что «обязательный платеж в Фонд, равный размеру налога, является незаконным, прямо противоречащим пункту 1 статьи 132 Конституции и пункту 3 статьи 6 Налогового кодекса». Даже если бы это было так, данный факт не может служить аргументом для освобождения производителей из Гагаузии от взносов, поскольку эта потенциальная проблема в равной степени затрагивает весь сектор. На самом деле, эксперты Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) в своей антикоррупционной экспертизе проекта констатируют, что «обозначенное автором проекта решение является необоснованным касательно реального воздействия проекта», а предлагаемые изменения «могут нанести ущерб законным интересам производителей вин (остальным, не из АТО Гагаузии) путем создания неравенства в предпринимательской деятельности и увеличения недобросовестной конкуренции».
В то же время, экспертиза НЦБК также предупреждает, что «принятие на практике подобного регулирования спровоцирует фиктивную «миграцию» отдельных недобросовестных производителей вина. Эти люди из желания намерения быть освобожденными от взносов, установленных Законом № 57/2006, нарушая законные положения, захотят зарегистрировать свое предприятие на территории АТО Гагаузия. Тем самым, эта «миграция постфактум» будет способствовать появлению случаев активной/пассивной коррупции и фаворитизма».
Проект приведет к дополнительным публичным расходам
Хотя авторы инициативы заявляют, что «Реализация этого законопроекта не приведет к выделению дополнительных публичных финансовых ресурсов», это утверждение является ложным. Поскольку, как считают эксперты НБВВ, «согласно проекту, все бремя по финансированию предполагаемого Бюро винограда и вина (административные расходы, оклады сотрудников, расходы на продвижение и т.д.) возлагается на центральный бюджет АТО Гагаузия, в то время как НБВВ финансируется как из государственного бюджета, так и самими производителями вина», следовательно, потребность в финансировании из публичных средств возрастет.
Бомба под систему защищенных географических указаний
Основные опасения НБВВ на случай реализации данного проекта связаны с тем, что:
• законопроект негативно повлияет на реформу винодельческой отрасли, начатую в 2013 году, и все усилия как со стороны властей, так и со стороны партнеров Молдовы по развитию, направленные на развитие и консолидацию отрасли. Объединение производителей вина и их продвижение под национальным брендом «Wine of Moldova. A legend alive», управляемым НБВВ и финансируемым из ФВВ, обусловило расширение торговли на уже освоенных рынках и открытие новых рынков сбыта путем продвижения Республики Молдова как винодельческой страны и внедрение механизмов для повышения качества молдавских вин (системы PGI/PDO, создание Ассоциаций производителей с PGI/PDO, создание НБВВ и ФВВ); • запрошенные изменения приведут к дестабилизации работы НБВВ, поскольку необходимо будет реформировать всю ее концепцию, исключив из Координационного совета делегатов АТО Гагаузия; • отделение производителей вина, зарегистрированных в Гагаузии, от виноделов остальной части
Республики Молдова нарушит механизм управления качеством винодельческой продукции посредством системы PGI/PDO и приведет к уничтожению виноградно-винодельческих ассоциаций с защищенным географическим указанием.
Стремительное развитие производства вина в Гагаузии
Еще одна любопытная деталь: в то время как авторы законопроекта ставят целью возрождение виноградарства и виноделия в Гагаузии, последние имеющиеся данные показывают впечатляющие результаты винодельческого производства региона в существующих условиях. По данным Национального бюро статистики, в 2016 году производство натуральных вин из винограда в автономии увеличилось на 56,5% до 3,2 млн. декалитров, по сравнению с лишь 7% на национальном уровне. Их доля в общем объеме национального производства увеличилась на 8,3% и составила 26,4%.
В то же время, НБВВ на основании анализа экспортного потенциала молдавских вин сосредоточило свои усилия по продвижению национальной продукции преимущественно на пяти целевых рынках - Китай, США, Румыния, Чехия и Польша, и результаты не замедлили появиться. Так, стоимостная доля экспорта на эти пять рынков в общем объеме экспорта составила в 2016 году 33,8%, что почти в 2 раза выше показателя 2012 года (16,2%), за год до создания НБВВ.
В заключение отметим, что отсутствие релевантных аргументов относительно необходимости отделения производителей Гагаузии от остальной части страны и потенциально неблагоприятное воздействие данного проекта на весь сектор свидетельствуют о том, что лучшим решением является дальнейшая концентрация совместных усилий на продвижении национального бренда «Vinurile Moldovei. O legendă Vie» (Вина Молдовы. Живая легенда). Вне всякого сомнения, и производители Гагаузии также являются частью этой Легенды, а потому им следует и дальше приносить пользу данной отрасли и наслаждаться полученными результатами.