Исследование: гагаузы не считают себя «диаспорой» или «агентом влияния» России
10:12; 18 02 2018
0
3 092
Жители Гагаузской автономии не считают себя «диаспорой» или «агентом влияния» России. Об этом говорится в исследовании, подготовленном экспертами Института европейской политики и реформ и Института стратегических инициатив.
Они попытались выяснить, можно ли объединить молдавское общество вокруг «титульной нации», почему нацменьшинства в Молдове не готовы считать себя таковыми и есть ли альтернативы у этнического самоопределения.
Несмотря на искусственную подпитку, проблема самоопределения вполне реальна. Молдова исторически сложилась как многонациональное государство. По данным переписи 2014 года, из 2,9 млн населения страны 75,1% составляют молдаване, 7,0% — румыны, 6,6% называют себя украинцами, 4,6% — гагаузами, 4,1% — русскими, 1,9% — болгарами, 0,11% — евреями, 0,3% — ромами, еще 0,5% составляют вместе белорусы, поляки, армяне, немцы, татары.
Несмотря на явное этническое разнообразие, авторы исследования считают, что классическая модель интеграции — национальные меньшинства объединяются вокруг «титульной нации» — в Молдове не сработает, пишет NEWSMAKER.
Причин несколько. Во-первых, «титульная нация» как таковая в Молдове до сих пор не сложилась. Споры вокруг того, считать ли ее молдавской или румынской, продолжаются и среди элиты, и среди населения. Сторонники молдавской идентичности считают, что за последние столетия возникла отдельная молдавская нация. Те, кто считает себя румынами, уверены, что молдаване — это советское «изобретение». Эксперты полагают, что в ближайшее время вряд ли какое-то из этих мнений победит.
Во-вторых, нацменьшинства Молдовы: украинцы, русские, гагаузы, болгары — не готовы считать себя таковыми. Как отмечают авторы исследования, так называемые нацменьшинства подчеркивают многовековую историю местных общин в Молдове и считают себя полноправной частью нации. Кроме того, большинство из них говорит на русском языке и попадает в общую категорию «русскоязычных».
Даже если бы Молдова сейчас определилась, как называть этническое большинство — молдаванами или румынами, сценарии интеграции вряд ли можно назвать удачными, считают эксперты.
Если выстраивать общество вокруг «молдавского» большинства, то тех, кто считает себя румынами, придется причислить к нацменьшинствам. Такой подход, по мнению экспертов, только усилит раскол в обществе. Если же назвать этническое большинство «румынским», то оно будет шире границ Молдовы. Этот вариант авторам исследования также представляется проблематичным и малореализуемым.
Вопросы к такой модели могут быть и у так называемых меньшинств. Гагаузы, русские, украинцы и представители других национальностей не считают себя «диаспорами» или «агентами влияния» России, Украины и других государств. Все они подчеркивают, что их корни — в Молдове, и не считают, что их нужно «интегрировать» в привычном смысле слова, отмечают авторы исследования.