|
Павел Тулба: "Пару слов про наши ценности и историческую память" |
|
Редакция Gagauzinfo.MD публикует аналитический материал Павла Тулба, в котором автор делится своим взглядом на отношение к трагическим историческим датам гагаузского народа. Материал носит полемический характер и может не совпадать с мнением редакции.
19 февраля 1989 года в селении Ярыксу-Аух Новолакского района Дагестана был установлен Памятник жертвам сталинизма чеченцам-аккинцам. Памятник был первым такого рода в стране.
23 февраля 1994 года, в день полувекового юбилея со дня начала депортации, в Грозном был открыт Мемориал жертвам депортации 1944 года.
23 февраля 1997 года, в годовщину депортации, в Назрани был открыт Мемориал «Девять Башен» по проекту заслуженного художника России Мурада Полонкоева. В 2002 году автор был удостоен за этот проект золотой медали Российской академии художеств. Мемориал является памятником архитектуры и внесён в реестр Академии художеств России.
В 2014 году на студии «Грозный-фильм» о событиях того времени был снят фильм «Приказано забыть».
До 2011 года в Чечне и Ингушетии 23 февраля отмечался День памяти и скорби. В Чечне в 2011 году постановлением главы республики Рамзана Кадырова мероприятия были перенесены на 10 мая.
23 февраля 2011 года Архивным управлением правительства Чечни и Комитетом по делам молодёжи при поддержке Парламента республики был открыт сайт «Памяти жертв депортации чеченцев и ингушей 1944 года». На момент открытия база данных сайта содержала данные о 60 тысячах депортированных.
23 февраля 2009 года, в Грозном под эгидой республиканского уполномоченного по правам человека Нурди Нухажиева состоялось заседание "круглого стола" историков, где было принято решение собрать и проанализировать все документы, касающиеся депортации, и издать "Книгу памяти" с поименным списком ее жертв.
Продолжать можно долго! Очень долго! И не только про чеченцев, а и про ингушей, карачаевцев, калмыков, кабардинцев и …. В качестве самостоятельного упражнения можно самим посмотреть и продолжить. Ну, а теперь вопрос: - как вы думаете, сильно пострадала любовь к ним ко всем, после всех этих мероприятий со стороны остальных россиян? Сомнительно, но практически, убежден, что как минимум уважения прибавилось!
А насколько прибавилось уважения к нам к гагаузам после «дискуссий» в Народном Собрании наших законодателей: - а что на это скажет Россия, если мы будем поминать своих безвинно погибших во время голода 1946-1947 годов? И прибавилось ли вообще? Откуда ему взяться со стороны, если у нас неуважение к собственному народу, к собственной истории проявляют его же народные избранники? Хоть кто-то вообще будет нас уважать и за что?
Причем здесь Россия и, причем здесь Украина со своими проблемами, уважаемые вы наши нардепы? Что вы сравниваете квадратное с зеленым! Речь идет о самой масштабной трагедии в истории своего народа, с более чем треть (а то и до половины) погибшим населением. Безвинно погибшим. Как можно было дискуссии такого рода переводить в формат – «погибли худшие»? Это насколько надо не любить свой народ, чтобы высказывать подобное?
Или версия, что, дескать, - если бы не А.Косыгин, то вообще все бы повымирали… «Спасибо партии родной за Перестройку» - что называется, был такой бездумный, мягко сказать, лозунг во времена той самой перестройки. Как будто до этой перестройки у власти была совсем другая партия, а не КПСС!
И, каким это, надо обладать кощунством, чтобы, заявить, что, дескать, чуть ли не – «сами во всем виноваты»? На минуточку, господа заседатели: - засуха 1932/33 годов была гораздо страшнее, чем в 1946 году, но, ни один человек, по меньшей мере, в Конгазе не умер от голода(!) (это я очень хорошо знаю еще и по рассказам своего деда, о котором чуть ниже). Тогда, в 1932 году, что другой народ в наших населенных пунктах жил? Или то были не гагаузы, потому как лбы свои не порасшибали выслуживаясь? Или же все-таки что-то другое к такой трагедии привело? Может-таки не народ, а система и власть (в которой по умолчанию, на тот момент, практически местных жителей не водилось) были другими?
Согласитесь, сложно представить обсуждения в подобном русле в парламентах своих республик тех же чеченцев, ингушей и далее по списку (см. абз.1). И поэтому, совсем не удивляет тот факт, что нет у них - ни одиноких стариков в деревнях. Ни брошенных детей. Нет Домов престарелых и детских Домов. Необходимости – нет! И еще разной другой людской нечисти и пошлости тоже нет. У них и необходимости обсуждать «ценности», которыми так «кичатся» наши нардепы, и которые после подобных дискуссий и заикаться про них не имеют права, тоже – нет!
В те страшные годы в моей семье тоже никто не погиб! Только не «благодаря» а «вопреки»! Когда в наш дом явились те самые «реквизиторы» дед мой заявил им: - «Girin de arayın! Bulursanız alın hepsini. Ama bulamarsanız… te o nacaa göreesinniz mi? Hepinizin kelereri bırada kalacak…». A, искать по правде, было чего – зерно имелось. И как все могло закончиться, найди они его, сейчас остается только гадать. Но, по всей видимости, дед мой в тот момент был очень убедителен, (видимо сказалось, то что вырос он без отца, который погиб во время Первой Мировой) потому как обыскали комсомольцы (так он их называл) поверхностно. Без применения своего специнструмента – особых металлических кольев, которыми протыкали все, где могли быть хранилища. Конечно, прозвучало это не очень гуманно, но сейчас, с позиции прошедших лет, я понимаю, что возможно это было единственной возможностью спасти свою семью. И к слову применять это деду, в противостоянии с такими «комсомольцами», пришлось еще не один раз, в т.ч. и когда отбирали имущество для «добровольной» коллективизации и т.п. На снимке, мой дед (он без головного убора (neçin zerä sofrada oturêr)) спустя более чем полвека.
Другой мой дед, со стороны матери, видимо был не настолько убедителен, потому как лишился он не только зерна, но и дома и всего нажитого имущества оказавшись с тремя детьми и престарелыми родителями на улице! Все пришлось ему начинать с нуля. И, возможно это стало ему хорошим жизненным уроком, потому что спустя некоторое время, будучи членом церковной десятки, и подвергаясь беспрецедентному давлению со стороны властей всех уровней и мастей, он уже смог проявить свои решительность и «убедительность» отстояв Конгазскую церковь, которая осталась единственной незакрытой церковью(!) на всем юге Молдовы (но это уже совсем другая (и не одного абзаца) история)!
P.S.: Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему: - «расспрашивание; узнавание; установление; добывание знаний». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. Этим, несомненно, и руководствовались, авторы законопроекта. Чего никак не скажешь об остальных наших народных избранниках. Увы, к сожалению, молва об их драгоценных личностях занимает их куда больше реального положения вещей. «Заговори, чтобы я тебя увидел» - говорил в свое время Сократ. И, лучше бы мы не видели… . Как-то по Талькову все у нас, увы, получается? Вот такой вот цикл песен!
Подписывайтесь на наши новостные ленты в социальных сетях - в facebook, одноклассниках, вконтакте, twitter и instagram
Читайте также по этой теме:
|
|
|
|
|
Топовые новости
|
|
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.
|