Строительство «объездной» в Комрате и завершение «Бетонки» назвали частью «мертвого проекта»
10:17; 11 06 2018
0
3 104
Строительство объездной автодороги в Комрате и завершение бетонной автодороги, связывающей Чимишлию и Кишинев напрямую, СМИ назвало частью мертвого проекта».
Крайний срок предоставления Европейским инвестиционным банком финансовых средств для реализации четвертого этапа Проекта реабилитации дорог в РМ может быть продлен на два года согласно поправке, предложенной для утверждения министерством экономики и инфраструктуры.
Через две недели исполняется ровно пять лет с момента подписания 25 июня 2013 года в Люксембурге тогдашним премьер-министром Юрие Лянкэ и вице-президентом ЕИБ Вильгельмом Молтерера Соглашения стоимостью 150 млн евро (около 3 млрд леев) на реконструкцию 121 км дорог по трансъевропейским коридорам, проходящим через нашу страну, сообщает point.md со ссылкой на mold-street.com.
«Мертвым мега-проектом» назвало СМИ юго-западный участок кишиневской объездной, завершение связующей дороги между Порумбенами и Чимишлией, а также об объездную дорогу Комрата.
Период действия кредита составляет 18 лет, в том числе льготный 5-летний период. Процентная ставка должна была быть установлена отдельно для каждого рассроченного платежа, а единая комиссия составляла 50 тысяч евро. Проект должен был быть завершен в течение пяти лет.
Из публичных данных неясно, получила ли Молдова хотя бы лей по этому кредиту. На платформе управления внешней помощью информации об этом нет.
Однако проект упоминается в Годовом отчете о внешней помощи, предоставленной Республике Молдова в 2016 году, разработанном Государственной канцелярией. Но в Отчете есть только уточнение о том, что «кредиты ЕИБ обычно со-финансируются ЕБРР и сопровождаются грантами ЕС через Инвестиционный фонд соседства (NIF)».
В то же время отмечается, что IV этап Проекта реабилитации дорог имеет общую стоимость 315,5 млн евро (около 6,3 млрд леев), в том числе 150 млн от ЕБРР, 150 млн от ЕИБ и 15,5 млн евро - грант от NIF.
Таким образом, если необходимо продление срока реализации в случае ЕИБ, то, тогда, такая же процедура должна быть проведена и в отношении ЕБРР.
Правительство должно принять решение относительно просьбы о проведении переговоров о внесении поправки о продлении срока до 25 июня 2020 года, во время которого кредит будет доступен для выплаты, «что оставляет достаточно времени для завершения проекта». Переговорщиком от Молдовы должен быть назначен Октавиан Армашу, министр финансов.
В обосновании также отмечаются некоторые изменения в осуществлении этого контракта о финансировании. Речь идет о ситуации, сложившейся в прошлом году в связи с уголовными делами, возбужденными против бывшего министра транспорта и дорожной инфраструктуры Юрие Киринчука и бывшего и. о. генерального директора ГП «Государственная администрация автомобильных дорог» Вячеслава Телемана, а также по контрактам на проведение работ и надзору за реабилитацией дороги R6 M1-Яловены.
Болгарская компания-подрядчик занималась ремонтом объездной дороги Кишинева и получила 673 тысячи евро. Выполнила же работ лишь на 200 тысяч евро. В целом дорога готова только на 3 процента, при том, что первый участок должен был быть сдан в эксплуатацию в январе 2018 года. Потому договор был расторгнут.
Журналисты mold-street.com, проанализировавшие ситуацию, отмечают, что правительство уже не в первый раз просит международных партнеров продлить сроки реализации проектов по ремонту дорог.
«Ситуация, созданная в сфере восстановления национальных дорог на деньги международных финансовых институтов, особенно в области контрактов в десятки и сотни миллионов евро, подписанных с ЕБРР или ЕИБ, указывает на системную проблему и, скорее всего, это не только вина компаний. Причиной является как коррупция в строительном секторе, так и низкое качество менеджмента в данной сфере», - пишет СМИ.
По данным министерства экономики и инфраструктуры, Европейский инвестиционный банк запустил в Молдове 13 проектов на сумму 586 млн евро для поддержки транспортной и водной инфраструктуры, сельского хозяйства и пищевой промышленности, а также малых и средних предприятий. Важная часть кредитов ЕИБ сопровождалась грантами ЕС через Инвестиционный фонд соседства.