|
Павел Тулба о языковом вопросе в Молдове: «Не можешь победить – возглавь» |
|
10:34; 31 01 2019 |
|
0 |
|
5 736 |
|
Редакция новостного портала Gagauzinfo.MD публикует аналитический материал Павла Тулба, посвященный языковой проблеме в Республике Молдова. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Еще раз к языковому вопросу. Почему-то все свелось к банальному: - прав (виноват) в конкретном случае полицейский, или же - нет? Хотя проблема, на мой взгляд, гораздо шире.
Случайно или нет (А.Макаревич поет, что: - «в этом мире случайностей нет»), но вопрос этот поднялся аккурат к началу предвыборной кампании. А, раз так, и раз уж мы все являемся избирателями априори, то – почему бы и нам не затронуть еще раз этот т.н. лингвистический вопрос. Очень у нас властьимущие любят апеллировать к Европе. Оно впрочем, и понятно - страны развитой демократии… . Если уж и равняться на кого то, то на того кто более успешен.
Попробуем и мы обратиться к опыту других европейских стран в области языка. К их опыту разрешения языковых проблем и конфликтов. Говорят, все сущее есть число, поэтому обязательно с циферками, куда уж без них...
Обзор всезнающей Википедии свидетельствует о том, большинство европейских стран моноязычны. Т.е. с одним государственным языком. Но, в то же время, нужно и признать, что все эти моноязычные страны являются и мононациональными, т.е. процент т.н. титульных наций в них составляет от 92% до 99% от общего числа населения. Согласен! Не наш случай.
Однако. В нескольких европейских странах, которые не являются настолько моноязычными, числится даже не два, и не три, а то и все четыре государственных или официальных языка.
Например, в одной из самых узнаваемых и важных европейских стран — Бельгии, три официальных языка: фламандский, французский и немецкий. Образование в Бельгии можно получить на любом из этих трех языков. Использование госязыков регулирует конкретный регион и самоуправление. В Бельгии две крупнейшие этнические группы — фламандцы и валлоны. Большинство населения являются фламандцами, которые живут в северной части страны, или Фландрии. Там официальный язык фламандский. Валлоны обитают в южной части страны, или Валлонии, франкоязычной. А у восточной границы проживает небольшое число немецкоговорящих бельгийцев, всего около – 1%, но этот язык также является официальным в Бельгии.
В сравнительно небольшой Швейцарии проживают представители разных национальностей, и официальными языками там являются французский, немецкий, итальянский и ретороманский. Эта горная страна образовалась в результате объединения ряда земель, которые стали федеральными территориальными единицами, или кантонами. Наиболее распространенным в Швейцарии языком является немецкий. На нем говорит более 60% населения. Для 20% швейцарских граждан родной язык — французский, на котором в основном говорят в западной части страны, возле границы с Францией. Большинство франкоязычных швейцарцев не владеют немецким языком. Итальянский язык распространен на юге, и на нем говорит менее 10% населения. Реже всего используется ретороманский язык, на котором говорит всего около 1%(!) населения восточных регионов Швейцарии, но и он тоже признан официальным языком в Швейцарии.
Финляндия — одна из стран Европы с двумя государственными языками, которые имеют официальный статус на всей территории страны. Финляндия с XII по XIX век с небольшими перерывами находилась в подчинении у соседней Швеции. В результате примерно 6% (всего – 6%(!)) жителей страны говорят по-шведски, и этот язык вместе с финским имеет официальный статус.
Более двух официальных языков есть также в совсем маленьких странах, например в чуть более полумиллионном Люксембурге, три официальных языка — люксембургский(!), немецкий и французский.
В бывшей югославской Македонии Северной Македонии одновременно с двумя официальными языками в отдельных регионах такой статус имеют и другие языки. Эта страна обрела независимость, как и мы в 1991 году, при распаде Югославии. Единственным государственным языком был признан македонский. Этим были недовольны местные албанцы, количество которых составляло порядка 20%. В 2000 году албанцы начали протесты, после которых в конституцию внесли изменения, и албанский язык стал вторым государственным языком. Также, если в каком-то самоуправлении этническое меньшинство превышает 20%, его язык является официальным.
Есть еще Ирландия, где – два госязыка (ирландский и английский) и Босния с тремя официальными языками (боснийский, сербский и хорватский). И даже на маленькой теплой Мальте тоже существует два государственных языка — мальтийский и английский. Вот так сегодня выглядит языковая карта и языковая политика Европы.
А теперь сопоставим со статистикой в Молдове, согласно той же Википедии: молдаване составляют порядка -75%, украинцы – 8%, русские около 6% и гагаузы почти – 5%. Это официальные цифры. В то же время, есть все основания предполагать, что вопреки всем предубеждениям, что из Молдовы уезжали в основном представители русскоязычного населения - уже в 21-м веке, эта тенденция поменялась, с точностью до наоборот. Страну покинуло, как раз больше молдаван, по большей части, в знакомые - Италию, Францию, Румынию с Португалией. Вследствие чего процент этот наверняка подлежит корректировке, и не в пользу титульной нации. Не зря видимо, первые данные Переписи населения 2014 года, были опубликованы только спустя три года, а окончательных результатов мы так и не дождались и видимо уже и не дождемся.
Все вышеперечисленные мною страны более или менее успешны и развиты, но что самое главное – все они без языковых проблем и конфликтов! И, что также важно, все они - сопоставимы с Молдовой. Это не Германия, не Италия и не Франция, и тем более не Япония или США. И по размерам и по населению мы в одной весовой категории практически со всеми из них.
А теперь, вопрос знатокам. Почему же в Молдове, в отличие от аналогичных себе стран, должен быть только один государственный язык, а не два, не три или может даже все четыре? Почему мы должны находиться в этом перманентном языковом кризисе все эти годы с обретения независимости в режиме нон-стоп без признаков обретения хоть какого-то консенсуса? Этот вопрос я задавал еще в 1994 году президенту Молдовы М.Снегуру во время посещения им Комратского госуниверситета. Четверть века прошло, а актуальность ни на йоту не спала.
Пусть хоть одна политическая сила, участвующая в предвыборной гонке за власть в Молдове, помимо унионистов, конечно же (с их логикой все очень даже ясно), убедит меня как гражданина, налогоплательщика и избирателя, что в Молдове должен быть только один официальный язык. Довод о необходимости сохранения языка, на который уповал тогда, в 1994 году, президент Мирча Снегур, уже не актуален. И благодарность за это мы должны выразить нынешней власти страны: - за признание румынского языка официальным языком в Молдове (тот самый случай, когда нам не стоит сильно сопротивляться по поводу названия языка). Теперь исчезновение нашему госязыку уже не грозит – по ту сторону границы, за Прутом, большая, как по территории, так и по населению румыноязычная страна. Поэтому этот аргумент уже по умолчанию становится ничтожным.
И в этом, кстати, наше основное отличие и от всех постсоветских республик. Все они, в отличие от нас, уникальны, потому как являются государствами - единственными носителями своих языков. А значит и ответственны за их сохранение и развитие. Но, несмотря на это и там достаточно успешных примеров двуязычья – Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
Бытует мнение, что раскрутка языкового вопроса выгодна властям Молдовы. Ну и хорошо. Тогда надо попытаться извлечь из этого максимальную выгоду. Как говорится: - не можешь справиться – возглавь!
У наших нардепов, на самом деле есть, своего рода уникальные возможности. У них есть право законодательной инициативы!!! Которым, они, по сути, ни разу так по настоящему и не воспользовались. Почему бы это им не сделать сейчас, особенно в свете признания прежнего закона «О функционировании языков» устаревшим. Почему бы не воспользоваться этим шансом и разработать Законопроект, который сможет покончить с лингвистическими войнами в стране и принесет гармонию, мир и согласие? Может, даже и вынести на всенародное обсуждение… . (И, чтобы без «постскриптумов», именно такие вопросы и надо выносить на всенародное обсуждение, а не вопросы переименования улиц. Для этого избираются советники с такими полномочиями). Мяч на вашей стороне, господа депутаты!
Как видите, в данном тексте наряду с утверждениями содержатся и вопросы, на которые было бы очень недурственно получить хотя бы заочные ответы, благо все наше медийное пространство на два месяца будет предоставлено как раз тем, кто будет клятвенно обещать нам решить за четыре последующих года абсолютно все наши проблемы. Что-что, а греметь басами и выдувать медь, они научены в совершенстве. Только к мелодии всё же нужно внимательней прислушиваться. А, там смотришь, и Молдова сможет стать по настоящему – Страной с большой буквы! Государством! И относится к нам, тоже будут соответствующе, не как «временному явлению на карте мира», «придатку Румынии», или как там еще называют нас…. А как к стране, по-своему уникальной и самобытной, многонациональной и мультиязычной, и что особенно важно – без языковых конфликтов и войн!
Подписывайтесь на наши новостные ленты в социальных сетях - в facebook, одноклассниках, вконтакте, twitter и instagram
Читайте также по этой теме:
|
|
|
|
|
Топовые новости
|
|
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.
|