|
Молдова после выборов: взгляд из Комрата |
|
08:30; 11 03 2019 |
|
0 |
|
3 205 |
|
Редакция новостного портала Gagauzinfo.MD публикует аналитический материал Вячеслава Крачун, посвященный теме постэлекторальных процессов в Молдове. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Парламентские выборы, прошедшие в Молдове 24 февраля, не дали ясного представления относительно политического будущего страны. Ключевой вопрос «кто победил?» до сих пор остаётся открытым.
Конституционный суд уже признал мандаты всех депутатов, но у общества всё ещё нет чёткого понимания, осталась ли у власти Демпартия и если нет, то в каком составе будет сформировано новое правительство. Атмосфера неопределённости и сдержанность заявлений политиков даёт почву для большого спектра сценариев и прогнозов, на которые не скупятся эксперты и лидеры мнений. Между тем, в общем хоре обсуждений наблюдается дефицит попыток осмыслить итоги 24 февраля с позиции Гагаузии и её регионального интереса. Как оценивать результат выборов, полученный на территории автономии и на что можно рассчитывать с этим результатом?
Для лучшего понимания ситуации проговорим некоторые очевидные моменты.
Парламентские выборы в Молдове зафиксировали раскол молдавского общества. При этом центристская ДПМ немного увеличила свою базу за счёт умеренно правого и левого электората. На правом фланге застолбили свои позиции новые политические игроки в лице лидеров ACUM, а часть многочисленного электората социалистов переманили к Шору. Вместе с тем, - и на этом стоит сделать акцент, - результаты выборов по Гагаузии, напротив, продемонстрировали единодушие и предсказуемость местного общества.
Гагаузия с долей населения всего 4,5% стала на послених выборах мощнейшим электоральным ресурсом для ПСРМ, переживающей отток своих сторонников. Из 441 191 голоса, полученных социалистами по стране, 48518 или более 10% они получили на территории Гагаузии. При этом в парламент от ПСРМ прошли всего три депутата, из которых лишь один по партспискам и два – от одномандатных округов. Для сравнения: Тараклийский район дал ПСРМ всего 13964 голосов или в три с половиной (!) раза меньше. При этом социалисты также включили на проходную позицию в своём списке одного представителя болгарского сообщества и ещё один представитель ПСРМ победил от тараклийского одномандатного округа. Подбирая самые корректные слова применительно к сложившейся ситуации, можно сказать, что Гагаузия вправе рассчитывать на более солидное представительство в парламенте.
В случае победы по двум гагаузским округам занявших второе место «независимых» кандидатов, фракция ДПМ в новом парламенте более чем вероятно была бы на два мандата больше, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Высокий результат ПСРМ на территории Гагаузии обусловлен в первую очередь политической ставкой регионального руководства и только потом, в заметно меньшей степени, результатом борьбы партии за своего избирателя.
Итоги выборов говорят о том, что из всего множества сценариев нет ни одного, который бы на 100% удовлетворял Гагаузию. ДПМ готова привлекать под своё большинство всех подряд и в случае успеха политика урезания полномочий автономии продолжится. В случае неудачи демократы готовы пойти на досрочные выборы. ACUM досрочных выборов не хочет, на коалицию ни с кем не пойдёт и решать вопросы Гагаузии не собирается. У ПСРМ, единственной партии, позиционирующей себя как союзника Гагаузии, шансов самостоятельно сформировать правительство нет. Строить коалицию с ACUM у них не получится, а союз с демократами грозит имиджевым ударом. Про досрочные выборы лидеры социалистов внятно пока не говорят. Социалисты могли бы пойти на риск союза с ДПМ, в случае контроля поста премьера и нескольких из ключевых портфелей (минфин, МИДЕИ, минэкономики, юстиция, мвд), а также гарантий, выраженных в должности генпрокурора. Похоже, для такого результата переговоров у ПСРМ нет политического ресурса. Новые выборы могли бы стать для социалистов шансом усилиться, но также и риском утратить и без того скромные позиции. Таким образом, ожидания Комрата от новой власти варьируются от «очень осторожных» до «никаких».
Самый негативный вариант для Гагаузии не исключён даже при условии формирования коалиционного правительства на условиях союзников-социалистов. Это может произойти если руководство и политические деятели автономии займут пассивную позицию выжидания и не обозначат свой, гагаузский сценарий в рамках текущих консультаций. Или, если выражаться скромнее, «гагаузский фактор» в ожидаемых сценариях.
В этом моменте перейдём к раскрытию скобок и некоторым выводам относительно всего сказанного.
Для Гагаузии важно, чтобы интересы автономии максимально соблюдались при любом из возможных сценариев. Вышеозвученное наблюдение, что Гагаузия показала на этих выборах своё единство, уместно дополнить тезисом о важности уметь пользоваться этим единством, предпринимая необходимые шаги по конвертации политической консолидации в преимущество и практическую пользу для региона.
Скромный результат ПСРМ на национальном уровне является негативным фактором и для башкана Гагаузии, которая внесла вклад в победу социалистов и теперь несёт часть ответственности за то, чтобы ожидания людей оправдались. При этом разочорования гагаузских избирателей позволят избежать, скорее, не устные аргументы, а некие практические усилия главы региона по поддержке и продвижению «гагаузской повестки» в ходе грядущих (уже происходящих?) межпартийных консультаций и переговоров.
В этой связи есть ожидания, что руководтво Гагаузии (помимо башкана речь идёт и о НСГ) сделает всё необходимое для понимания президентом Молдовы и руководством ПСРМ нескольких важных моментов:
- Гагаузия в очередной раз внесла весомый вклад в результат ПСРМ; - Жители автономии воспринимают ПСРМ как союзника Гагаузии в молдавской политике и ждут реализации этого слогана на практике. При этом, относительно этого тезиса есть как убедительные аргументы, так и слабые стороны; - Депутаты-социалисты из Гагаузии и руководство региона придерживаются позиции, что интересы партии и интересы автономии должны быть взаимообусловленными. Другими словами, жители автономии готовы поддерживать ПСРМ, что бы она продвигала интересы региона, а ПСРМ должна продвигать интересы региона, что бы местные жители её поддерживали; - Депутаты-гагаузы рассчитывают, что при любом сценарии формирования правительства или в случае досрочных выборов, будут учтены интересы Гагаузии, а соответствующие политические обязательства лежат на руководстве ПСРМ и президенте.
Под интересами Гагаузии в вышеобозначенном контексте следует понимать по крайней мере два момента: принятие и реализация правительством социально-экономического плана развития Гагаузии (строительство и ремонт дорог, канализации, инвестиции в промпарки и пр.) и возврат компетенций, утраченных в результате реформы правительства (возврат налоговой службы, статистики и пр.). При этом оба пункта являются принципиальными. Вопрос закрепления полномочий в конституции на данном этапе не поднимается, но должен быть включён в повестку отношений Комрат-Кишинёв после формирования исполнительной власти.
Как уже звучало в начале, в Гагаузии хотели бы, что бы количество представителей региона, попавших в парламент благодаря социалистам, было бы соизмеримым полученной этой партией политической поддержке. Вполне справедливое желание. Но с другой стороны, не всегда количество гагаузов в законодательном органе является решающим. У ДПМ в ушедшем созыве было трое выходцев из Гагаузии, что не помешало демократам методично лишать автономию компетенций. Так что главным фактором выступает сама партия и её позиция по «гагаузскому вопросу». Самое время убедить жителей, что социалистов не зря называют союзниками Гагаузии.
Вячеслав Крачун
Подписывайтесь на наши новостные ленты в социальных сетях - в facebook, одноклассниках, вконтакте, twitter и instagram
Читайте также по этой теме:
|
|
|
|
|
Топовые новости
|
|
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.
|