«В фокусе недели»: Опыт Болгарии в ЕС: подходит ли он Молдове?
10:57; 10 12 2012
1
2 073
В 2007 году в Европейский союз был принят целый ряд государств, находящихся в восточной части континента – Румыния, Литва, Латвия, Эстония и Болгария. До начала 90-х годов прошлого столетия все эти государства были косвенными или прямыми партнерами СССР, а в случае прибалтийских республик – и его неотъемлемой частью. Экономический, политический и географический анализ потенциала перечисленных республик, безусловно, отводит их примерно на один уровень с Республикой Молдова. А визуальный и туристический взгляд на многие вещи – разочаровывает в так называемых европейских ценностях и принципах.
Глазами туриста Болгария – своеобразная страна. Благоприятный климат. Изобилие лесов и горной местности. Приятные и гостеприимные люди, значительная часть из которых свободно говорит по-русски. Всего этого у болгар не отнять.
Рассказы о том, что в Румынии и Болгарии плохие дороги – если не ложь, то нелепое преувеличение. За Прутом и в Болгарии отличные дороги и автобаны. Дороги – впрочем –единственное напоминание об интеграции Болгарии в ЕС за исключением некоторых потертых флагштоков с флагами Болгарии и ЕС при въезде в города. Других очевидных достижений от интеграции в ЕС попросту незаметно.
Города на пути в Софию напоминают обычный постсоветский провинциальный ландшафт – изуродованные пенопластовой обшивкой многоквартирные дома и гигантские промышленные предприятия, видимо, нефункционирующие со времен крушения социализма. Отдельные впечатления от поездки на Балканы формируются от предпочтений местного населения. Здешние автолюбители уступают молдавским автомобилистам то ли по вкусу, то ли по кошельку. Как ни странно, но в Болгарии не так много последних моделей BMW и Porshe, как в Кишиневе.
Немного о столице София – город старинный. С 1998 года здесь функционирует метрополитен. Город-милионник. В столице сохранились трамваи, эксплуатируемые уже не первый десяток лет. Пробок в Софии нет, но вместе с тем нет и новостроек. Большинство спальных районов Софии построены в семидесятые годы, а с многочисленных архитектурных зданий повсеместно валится фасад. Центр Софии мало напоминает столицу европейского государства.
Впрочем, есть и приятные стороны болгарского капитализма. Здесь сохранились уютные и узкие улицы, где можно выпить кофе на свежем воздухе, пройтись по магазинам, и при этом, никто не будет предлагать погадать или купить всякую мелочь с рук.
Все познается в сравнении Болгария еще не отказалась от своей национальной валюты. В магазинах европейских денег аккуратно сторонятся, и вежливо просят разменять на левы. По всей стране колесит огромное количество большегрузных автомобилей, зарегистрированных в Германии. Они завозят сюда не импортную, а как бы союзную продукцию.
С экономическим развитием в Болгарии сейчас не очень. Кредиты и транши европейских структур расходуются на развитие инфраструктуры. Уделяется значение энергетической сфере. Однако с вступлением в ЕС налоговая система в стране изменилась не в самую благоприятную сторону. Продукты питания резко вскочили в цене, а средняя заработная плата, согласно последним данным, равняется 800 левам. (около 400 евро).
С мелким предпринимательством здесь тоже тяжко. К примеру, Центральный универмаг в центре Софии занят всего лишь несколькими «точками», тогда как в Молдове из-за таких «лакомых кусков» судятся не первый десяток лет.
Единственный всеобъемлющий доход у болгарского правительства - от туризма. Черноморское побережье делает Болгарию не только привлекательной для туристов, но и морской державой. Однако Болгария – это не только курорты, но еще и сельское хозяйство. Последнее не пользуется популярностью в народе, впрочем, как и в Молдове. Средний болгарский класс предпочитает зарабатывать на жизнь на большой земле, то есть в Германии, Италии и других государствах.
*** Конечно, опыт Болгарии уникален. Но для нас, молдаван, это тот «максимум», который нам гарантирует Европейский союз. Хорошие дороги, чтобы по ним мог ездить транзитный транспорт, несколько показательных инфраструктурных проектов и… социально-экономический застой плюс массовый отток рабочей силы. Устраивает ли нас такая перспектива, которую, по сути, никто в Брюсселе и не обещает. Или нам гораздо интереснее поучаствовать в другом проекте – в Таможенном союзе? Вот тот вопрос, который приходит на ум после поездки в Болгарию.